В Пекине надеются, что поездка в США партчиновника Лю Цзяньчао поможет стабилизировать двусторонние отношения. Фото Reuters
Военные чиновники США и Китая возобновили контакты, разорванные после того, как в 2022 году экс-спикер Палаты представителей Нэнси Пелоси посетила Тайвань. Во время переговоров в Пентагоне США представлял генерал Майкл Чейс, зампомощника министра обороны, а Китай – генерал Сун Яньчао, заместитель директора Центрального военного совета. Соглашение о такой встрече было достигнуто во время встречи президента США Джозефа Байдена и председателя КНР Си Цзиньпина в ноябре в Калифорнии. Беседа представителей двух военных ведомств говорит о стремлении избежать конфликта. Но Пекин обвиняет Вашингтон во вмешательстве в дела Тайваня, провокациях на морях и желании сдержать развитие КНР.
Как передает агентство АР, представитель Пентагона на брифинге тоже особого оптимизма по поводу перспектив американо-китайских отношений не выражал. «Мы ясно видим, – сказал он, – что между вооруженными силами двух стран сохраняются существенные разногласия, включающие намерение Китая воссоединить Тайвань, что может обязать США помочь ему в обороне». Его слова перекликаются с прежними высказываниями Байдена, который то говорил, что Америка защитит Тайвань, то брал свои слова обратно.
Все же желание двух держав избежать прямого столкновения было очевидным. Ведь они обсуждали возможность будущей встречи между министром обороны США Ллойдом Остином и новым китайским министром Дун Цзюнем. Остин сейчас находится в больнице из-за осложнений после операции по поводу рака простаты. Дуна, бывшего военно-морского командующего, назначили главой военного ведомства после того, как его предшественник Ли Шаньфу был смещен с этого поста.
Reuters напоминает о том, что встреча двух генералов была тщательно подготовлена. Председатель объединенного комитета начальников штабов США генерал Чарлз Браун в декабре провел виртуальную дискуссию с членом Центрального военного совета КНР Лю Чжэньли.
Еще одним подтверждением намерений двух стран придать взаимоотношениям определенную стабильность стало заседание в Центре Джимми Картера в штате Атланта, посвященное 45-й годовщине установления дипломатических отношений между двумя государствами. К заседанию обратились с посланиями посол США в Китае Николас Бернс и посол Китая в США Се Фэн. Бернс похвалил китайское правительство за то, что оно предприняло конкретные шаги, чтобы остановить приток в Америку веществ, идущих на изготовление наркотика фентанила. Комплимента Бернса заслужило и решение Пекина возобновить контакты военных. Однако посол перешел с мягкого тона на жесткий, когда заговорил о продаже высоких технологий Китаю. «Мы просто не можем позволить Народно-освободительной армии Китая достать наши самые чувствительные технологии, чтобы в результате она соперничала с нами в военной сфере. Компромисса по ограничениям на самые передовые полупроводники и другие технологии не будет», – сказал Бернс.
Высказывание посла нужно рассматривать на фоне принятого администрацией Байдена решения ограничить доступ Китая к самым продвинутым чипам и оборудованию для их производства. Но Се Фэн расценил эти меры как препятствие к улучшению отношений. По его словам, когда США называют Китай конкурентом, то это означает сдерживание. В таком случае ни о какой стабилизации не может быть и речи, заявил Се.
С другой стороны, в ходе этого виртуального обмена уколами выяснилось, что послы оптимистично смотрят на контроль над искусственным интеллектом (ИИ). Когда шел обмен мнениями между Байденом и Си в Калифорнии, председатель КНР указал на то, что если ИИ дать волю, то он может превратить вооружения в орудие, не подконтрольное человеку. Поэтому китайская сторона, как передала South Cina Morning Post, высказалась за глобальное управление ИИ. Нельзя допустить, чтобы машины, как в фильме «Терминатор», вели войну против людей.
Пресса США также расценивает как позитивный признак то, что в Америку прибыл Лю Цзяньчао, заведующий международным отделом ЦК КПК. Эксперты в КНР говорят, что его поездка посодействует тому, чтобы оздоровлению межгосударственных отношений помогли прямые связи КПК с американскими политическими партиями.
В беседе с «НГ» Александр Лукин, научный руководитель Института Китая и современной Азии РАН, отметил: «Военные контакты то прекращаются, то возобновляются в зависимости от разных событий. Поэтому вряд ли речь идет о сотрудничестве двух армий. Скорее об обмене мнениями, делегациями. Взаимодействие возможно в области борьбы с терроризмом, пиратством на морях. Китай активно участвует в патрулировании на море в районе Африканского рога. У Китая есть база в Джибути».