Председатель КНР Си Цзиньпин и президент Джозеф Байден провели с глазу на глаз четыре часа. Фото Reuters
Переговоры Си Цзиньпина и Джозефа Байдена на полях саммита АТЭС в середине ноября завершились без прорывов, хотя и привели к ряду договоренностей. Лидеры объявили о возобновлении контактов между военными двух стран и о создании рабочей группы по борьбе с наркотиками. Вскоре после встречи, которую президент США назвал конструктивной и продуктивной, он вновь назвал председателя КНР диктатором.
Cан-Франциско с его большим числом иммигрантов из Поднебесной в начале ХХ века сыграл немалую роль в ее судьбах. Там Сунь Ятсен и его единомышленники разрабатывали план свержения династии Цин и установления демократической республики в Китае. Эта революция закончилась тем, что к власти в Китае пришли не демократы, а коммунисты. И вот более 100 лет спустя Сан-Франциско снова мог стать свидетелем события глобального значения. С 14 по 17 ноября там находился Си Цзиньпин, прибывший на встречу с Джозефом Байденом.
К саммиту было приковано внимание всего мира. И ясно почему. С исчезновением СССР Китай превратился во вторую после США сверхдержаву. Конечно, и по размеру экономики, и по военной мощи он пока до Америки не дотягивает. Но от того, уладят ли соперники свои разногласия, в мире зависит многое.
Стороны готовились к событию основательно. В КНР побывали госсекретарь Энтони Блинкен, министры финансов и торговли. США посетил глава МИД КНР Ван И.
Си показал себя искусным дипломатом. Ведя переговоры с Байденом и его командой, говорил сдержанно, тщательно подбирая слова. А позже, общаясь с капитанами американского бизнеса, хвалил его, рисовал замечательные перспективы для тех, кто продолжит вкладывать деньги в КНР. По словам Си, китайско-американские отношения ждет блестящее будущее.
Байден, имея в виду, что республиканцы в Конгрессе могут обвинить его в мягкотелости по отношению к китайским коммунистам, высказывался куда осторожнее. Он назвал встречу самой конструктивной с тех пор, как стал президентом. Но подчеркнул, что США и Китай – конкуренты, причем США будут продолжать инвестировать в укрепление американской мощи, а также укреплять союзников и партнеров.
В общем, глубинные причины разногласий никуда не делись. Еще один штрих к беседе двух лидеров добавили слова Байдена на пресс-конференции о том, что он по-прежнему считает Си диктатором.
Тем не менее некоторые договоренности были достигнуты. Пекин пообещал пресекать нелегальные поставки в США наркотика на базе фентанила. Привязанность к нему стала бичом для молодежи в США. Что еще важнее, стороны в принципе согласились возобновить связи между военными. К этому давно призывал Пентагон, утверждавший, что нужно исключить возможность столкновений в результате непонимания друг друга или ошибки.
Как бы то ни было, ни Вашингтон, ни Пекин не желали провала саммита. Байден боялся, что вслед за Украиной и Ближним Востоком Америка накануне выборов будет втянута еще и в кризис в Индо-Тихоокеанском регионе, конкретно в спор из-за островов в Южно-Китайском море, куда вопреки протестам КНР совершают рейды американские военные корабли и самолеты. Главе Белого дома не нужно было также, чтобы американская публика ожидала в ближайшее время войны из-за Тайваня. Поэтому президент не повторил своих прежних намеков, что США станут на защиту острова от нападения Китая. И в Вашингтоне, и в Пекине публичная оценка в целом совпала. Раз саммит состоялся, значит, он был успешным.