В Йоханнесбурге участники БРИКС нашли множество аргументов в пользу расширения. Фото Reuters
15-я встреча на высшем уровне БРИКС, состоявшаяся в августе в Йоханнесбурге, войдет в историю как саммит расширения. Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР не только договорились о механизмах расширения объединения, но и пригласили в свои ряды сразу шесть стран. Хотя дискуссия по ключевому вопросу саммита вышла непростой.
В преддверии саммита представитель ЮАР в БРИКС Анил Суклал сообщил, что официальные заявки на вступление в неформальный клуб представили 23 страны из Азии, Африки и Латинской Америки. Примерно такое же количество государств неофициально выразили желание присоединиться. «Это свидетельствует о доверии к той работе, которую БРИКС проделал за 15 лет своего существования», – пояснил Суклал.
Фаворитами изначально были Аргентина, Египет, Индонезия, ОАЭ и Саудовская Аравия. Однако в ходе саммита на замену Индонезии, согласно утечкам в СМИ, вышел Иран. Но все оказалось еще масштабнее, чем ожидалось, и приглашение в БРИКС получили шесть стран.
«Мы приняли решение пригласить Аргентину, Египет, Эфиопию, Иран, Саудовскую Аравию и ОАЭ стать полноценными членами БРИКС. Их членство начнется 1 января 2024 года», – объявил в заключительный день саммита его хозяин, президент ЮАР Сирил Рамафоса.
По его словам, за первой фазой расширения последуют другие, а БРИКС представляет собой «партнерство равных стран, которые имеют разные точки зрения, но единое видение для создания лучшего мира».
Президент РФ Владимир Путин, поблагодарив по видеосвязи ЮАР за труды и поздравив новых членов, отметил, что, «как выяснилось, эта работа была непростой и президент Рамафоса проявил удивительное дипломатическое искусство при согласовании всех позиций, в том числе касающихся расширения БРИКС».
Кто именно создавал эти трудности, так и осталось тайной. Хотя накануне саммита Bloomberg со ссылкой на чиновников, знакомых с ситуацией, сообщило, что в отличие от России и Китая гораздо более сдержанную позицию занимали Индия и Бразилия. В ходе подготовки к встрече в Йоханнесбурге Дели и Бразилиа якобы возражали относительно расширения «пятерки» за счет Индонезии и Саудовской Аравии.
Впрочем, лидеры Бразилии и Индии, которых можно было бы в чем-то заподозрить, на саммите были полны энтузиазма. «Теперь ВВП БРИКС возрастет до 37% от мирового ВВП по паритету покупательной способности, а в самом объединении будут проживать 46% мирового населения», – заявил президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва. А премьер Индии Нарендра Моди рассказал о глобальных позитивных последствиях принятого решения: «Это укрепит веру стран по всему миру в многосторонний миропорядок».
Любопытно, что не все из приглашенной «шестерки» оказались готовы бурно разделить восторг с приглашавшими. Глава МИД Саудовской Аравии Фейсал бин Фархан Аль Сауд вдруг заявил, что Эр-Рияд ждет «подробностей от БРИКС относительно характера членства, чтобы принять соответствующее решение». А вступивший 10 декабря в должность президента Аргентины Хавьер Милей еще в ходе предвыборной кампании и вовсе заверил, что его страны в рядах клуба не будет.