Грузовики марки Genlyon едут через Амур в РФ. Фото с сайта www.news.cn
Кризис в Украине на руку китайским бизнесменам. Больше всех от того, что торговля России и Китая превысила 200 млрд долл., выиграли производители легковых машин и грузовиков. Если в 2021 году доля Китая на рынке РФ составляла 8%, то сейчас – 55%. Председатель КНР Си Цзиньпин, очевидно, готов поддержать этот тренд. Недаром он назвал провинцию Хэйлунцзян, граничащую с РФ, воротами на север и подчеркивал, что отношения двух стран базируются на общности их интересов. США пытались помешать этому сотрудничеству, но КНР все же поставляет соседу товары двойного назначения, например дроны.
The New York Times пишет: Вашингтон старался доказать, что Пекин продает Москве оружие, но подтвердить обвинение не смог. А вот беспилотники, экскаваторы, грузовики, которые тоже могут применяться в военных целях, Китай России поставляет, и тут Вашингтон и его союзники в Европе мало что могут сделать. Поэтому Пекин удовлетворяет потребности России в критически важных вещах, несмотря на то что высшая бюрократия Евросоюза угрожает ему различными рестрикциями.
Символом расширяющихся экономических связей соседей может служить город Хэйхэ на китайском берегу Амура. Благодаря российским заказчикам продажи у дилера, поставляющего грузовики, в прошлом году удвоились. Запрос с другого берега на разную китайскую продукцию столь велик, что китайцы построили склады и 20-этажные здания для офисов, где оформляются сделки.
События в Украине вынудили Москву перейти от Запада на Китай для приобретения всего – от машин до чипов. В обмен Россия стала продавать Китаю нефть и природный газ с большой скидкой. Но в реальности картина сложнее. Теперь в китайских супермаркетах продаются шоколад, колбаса и другие российские товары повседневного спроса. Не осталась в стороне от тенденции на укрепление связей и сфера идеологии. Китайские СМИ регулярно публикуют сообщения об Украине, основанные на информации Москвы. А популярные вещатели в социальных сетях нередко приезжают в город Харбин и позируют для съемок на фоне православного храма, возведенного более 100 лет назад.
В Хэйхэ внедорожники Tank и другие машины с этикеткой рычащего медведя переезжают по мосту через Амур. Мост новый, и грузовики, выпущенные государственной фирмой Shanghai Automotive Industry Corporation, тоже новые. Россияне почти всегда покупают машины с двигателями внутреннего сгорания. У Китая их избыток, потому что потребители быстро переключились на электромобили.
«Никогда прежде не бывало, чтобы автопроизводитель из одной страны проглотил такую большую долю рынка так быстро. Китайские паруса вовремя подхватили ветер», – говорит Майкл Дан, консультант по авторынку в Сан-Диего.
Как ни покажется странным, но то, что Пекин и Москва так хорошо подружились, послужило пусть скромным, но своевременным толчком для китайской строительной индустрии. Ведь экономика Поднебесной с трудом излечивается от последствий жестких мер по сдерживанию ковида, применявшихся в течение трех лет. Рынок недвижимости находится в кризисе. Десятки миллионов квартир стоят пустыми или дома, где они расположены, недостроены. А ведь строительный сектор создает рабочие места.
«Много домов построили, но никто там не живет», – говорит Чжан Юань, владелец фирмы, устанавливающей деревянные двери в домах в Хэйхэ. Но часть рабочих находит для себя места на стройках вдоль российско-китайской границы, протянувшейся на 4209 км. Там возводятся таможенные пункты, железнодорожные склады, путепроводы, трубопроводы, стоянки для грузовиков и другая инфраструктура.