Глава европейской дипломатии Жозеп Боррель убеждает коллег, что сейчас главное – бороться с обходом ранее введенных санкций. Фото Reuters
В Брюсселе в понедельник пройдет встреча глав МИД стран ЕС, предваряющая саммит организации, который состоится 14–15 декабря. Министры, в частности, обсудят российско-украинский конфликт, войну между Израилем и ХАМАС, расширение Евросоюза. Возможно, по итогам дискуссии станет ясно, каким в ЕС видят будущее сектора Газа, а также что именно войдет в окончательную редакцию 12-го пакета антироссийских санкций, который, как заявляли ранее европейские чиновники, уже принципиально согласован: осталось только утвердить его на саммите.
Пожалуй, самой бесспорной частью мероприятия станет та, что касается перспектив расширения ЕС. Дискуссии на министерском уровне по данному вопросу уже прошли.
Если говорить о бывшем СССР, то есть принципиальное согласие о необходимости начала переговоров по вступлению в ЕС с Украиной и Молдавией и о предоставлении статуса кандидата Грузии. И о том и о другом, как ожидается, будет объявлено на саммите 14–15 декабря. Единственная страна, которая может помешать евроинтеграционным перспективам Украины (а также выделению ей помощи по линии ЕС), – это Венгрия (см. «НГ» от 05.12.23). Однако переговоры с венгерским премьер-министром Виктором Орбаном идут по линии глав государств, а не глав МИД. В пятницу в Париже с ним беседовал президент Франции Эмманюэль Макрон. Их общение продолжилось на инаугурации президента Аргентины Хавьера Милея в воскресенье. Возможно, перед саммитом ЕС состоится отдельная встреча Орбана и президента Украины Владимира Зеленского. Но это глав МИД уже не касается.
Отношения с претендентами на вступление в ЕС планируется обсудить в ходе совпадающего с министерской встречей мероприятия – встречи глав МИД «Восточного партнерства». Она пройдет тогда же, 11 декабря, но позднее. В «Восточное партнерство», напомним, входят шесть стран: Украина, Грузия, Молдавия, Армения, Азербайджан, Белоруссия. Только белорусский МИД не будет представлен на этой встрече. Вместо общения с его представителем министры провели в воскресенье завтрак с оппозиционным лидером Светланой Тихановской. Она неоднократно заявляла, что видит в евроинтеграции будущее страны. А вот президент Азербайджана Ильхам Алиев, напротив, счел нужным перед встречей «Восточного партнерства» однозначно заявить, что его страна в ЕС не стремится и рассчитывает лишь на конструктивное взаимодействие с данной организацией. Учитывая заметно ухудшившиеся за последнее время отношения Баку с Брюсселем и Вашингтоном, такая расстановка акцентов является объяснимой.
Одна из самых примечательных дискуссий встречи будет посвящена послевоенному устройству Газы. На сегодняшний день существует несколько планов на этот счет. Израиль выступает за полную или частичную оккупацию анклава после победы над ХАМАС. США склоняются к идее передачи сектора Газа под полный контроль Палестинской национальной администрации. ЕС предстоит только выработать свою позицию на этот счет. Переговоры глав МИД Евросоюза станут частью этого процесса. По данным западной прессы, США торопят Израиль: в Вашингтоне не заинтересованы в затягивании операции в Газе на многие месяцы и считают, что бои так или иначе должны завершиться до конца декабря.
В повестке глав МИД есть и дискуссия по российско-украинскому конфликту, в рамках которой не будет обойден и новый санкционный пакет. Его планируется принять на саммите ЕС. Премьер-министр Бельгии Александер де Кроо уже объявил, что 12-й пакет антироссийских санкций готов. Также он заверил, что в следующем году, когда председательство в ЕС перейдет от Испании к его стране, поддержка Украины со стороны Евросоюза не снизится.
Действительно, после того как страны G7 принципиально согласовали самую спорную часть пакета – санкции, касающиеся экспорта российских алмазов, – особых дискуссий по содержанию пакета не ожидается. Интригу для широкой общественности таят в себе разве что отдельные положения новых санкций. В первую очередь те из них, что касаются экспорта российской нефти. В западной прессе неоднократно отмечалось, что антироссийские нефтяные санкции со второй половины этого года фактически не действуют. Российскую нефть если и продают ниже установленного ЕС предела в 60 долл. за баррель, то только из-за конъюнктуры рынка. Само требование ценового потолка легко обходится за счет оплаты сопутствующих услуг. Кроме того, Запад беспокоит то, что РФ с 2022 года использует «теневой» танкерный флот, который не страхуется у отслеживаемых ЕС страховщиков. США уже начали вводить санкции против этого флота. Так, 1 декабря американский Минфин объявил о включении в черный список трех танкеров и соответственно компаний из Либерии и ОАЭ, которые, как утверждает ведомство, перевозили российскую нефть по фактической цене 70 долл. за баррель.
Ввести, по сути, аналогичные санкции (правда, непонятно, против каких перевозчиков) предложили Еврокомиссия и верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель. Также в их предложениях были меры по более эффективному обмену информацией по продаже танкеров РФ и ряду морских практик – таких как перевалка нефти с танкера на танкер. Как будет выглядеть эта часть санкций в окончательном варианте, не ясно, учитывая, что к такого рода мерам некоторые страны ЕС, традиционно связанные с морскими грузоперевозками (Кипр, Греция, Мальта), всегда относились с некоторой настороженностью.