Эмманюэль Макрон поблагодарил эмира Катара Тамима бин Хамада Аль Тани за посредничество в освобождении заложников. Фото со страницы эмира Катара в социальной сети X (Twitter)
Президент Франции Эмманюэль Макрон после визита в Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) посетил Катар – страну, которая с 7 октября выступала ключевым посредником в переговорах между Израилем и ХАМАС. Французский лидер подчеркнул, что хотел бы восстановить соглашение о прекращении огня, которое позволило сторонам обменяться частью заложников и которое было сорвано на днях. Однако инициативность Елисейского дворца выглядит скорее как попытка вернуть себе влияние на Ближнем Востоке.
В беседе с эмиром Катара Тамимом бин Хамадом Аль Тани Макрон выразил благодарность за посредничество в освобождении израильских заложников. Речь шла прежде всего о перспективах возобновления соглашения о прекращении огня между еврейским государством и ХАМАС. В свою очередь, хозяин встречи Тамим бин Хамад деликатно заявил о необходимости совместных международных усилий для того, чтобы остановить боевые действия на территории сектора Газа. Однако очевидно, что все упирается в желание главных участников вооруженного конфликта. Руководство Израиля неоднократно подчеркивало, что у него нет другого выбора, кроме как продолжить сухопутную операцию даже после завершения гуманитарного обмена.
Поездке в Катар предшествовал визит Макрона в ОАЭ, на 28-ю Конференцию сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP-28). Французский лидер использовал мероприятие для того, чтобы повысить тон в отношении Израиля. «Думаю, придет время, когда израильским властям придется более конкретно описать свои цели и чего они стремятся достичь. Что такое «полное уничтожение ХАМАС» и думает ли кто-то, что это возможно? Если это и есть цель, война продлится десять лет», – заявил Макрон, выступая по итогам COP-28. Он подчеркнул, что уважает право еврейского государства на самооборону, однако «эта самозащита не может выражаться в нападении на гражданское население» в рамках международного права.
Такие оценки показали разительный контраст с тем, какие заявления хозяин Елисейского дворца делал пять недель назад, во время турне по Ближнему Востоку 24 и 25 октября. Тогда он публично выдвинул идею об антихамасовском альянсе, который могли бы сформировать члены международного сообщества, в том числе те, кто входил в американскую коалицию против «Исламского государства» (ИГ, признано в России террористическим и запрещено). «Мы могли бы создать территориальную и региональную группу для борьбы с террористами, – заявил Макрон во время переговоров с премьер-министром Биньямином Нетаньяху. – Думаю, это отвечало бы интересам Израиля, как и многих его соседей».
Как обращает внимание газета Libеration, между октябрьским визитом Макрона в Израиль, Иорданию, Египет и на Западный берег реки Иордан и его нынешним турне по ОАЭ и Катару риторика президента Франции существенно изменилась. «Точно так же, как ситуация в Израиле и секторе Газа. Два дипломатических тура Макрона на Ближний Восток разделяют пять недель. И еще почти 10 тыс. смертей в секторе Газа», – подчеркивает издание. Источники Le Figaro утверждают, что арабские лидеры выразили Макрону обеспокоенность по поводу того, что атаки Израиля усиливают влияние ХАМАС внутри палестинского общества.
Именно с этим издание связывает то, что Елисейскому дворцу пришлось резко изменить свою риторику в отношении действий Израиля. Не стоит забывать, что в последнее время протест Макрону выразили разные группы влияния в истеблишменте Пятой республики. Так, по данным Le Figaro, ноту Елисейскому дворцу в эти дни направил Генеральный штаб Вооруженных сил Франции, который указал на большие сомнения в отношении идеи о создании международной антихамасовской коалиции «по образцу коалиции против ИГ».
Заметным явлением была и протестная кампания со стороны представителей дипломатического корпуса Франции. Источники Le Monde утверждали, что концепция антихамасовской коалиции возмутила сотрудников МИД Пятой республики не только из-за своей излишней претенциозности, но и из-за того, что концепция родилась в Елисейском дворце, без профильного согласования с Кэ д’Орсэ. Ее автором стал президентский помощник по военно-политическим вопросам Ксавье Шатель.
Такие подходы уже негативно отразились на положении Парижа в регионе. Во время октябрьской поездки в Иорданию в амманском аэропорту Макрона встречал только мэр столицы, несмотря на то что протокол предполагал более высокое присутствие. «Жест, который говорит о многом», – заявил по этому поводу один из дипломатических источников Le Figaro. Кроме того, на COP-28 в Эмиратах планы Макрона провести переговоры с некоторыми арабскими лидерами потерпели крах из-за их недовольства политикой Парижа в отношении вооруженного конфликта в секторе Газа, утверждает газета. Это ставит вопрос о том, может ли изменение риторики скорректировать ситуацию.