Еврокомиссар Вопке Хукстра намерен обязать Россию, Китай и страны Персидского залива оказывать помощь регионам, страдающим от изменения климата. Фото Reuters
На днях в ОАЭ состоится межгосударственная климатическая конференция под эгидой ООН, где будет обсуждаться идея создания фонда помощи странам, пострадавшим от климатических изменений. В преддверии этого события выдвигаются разные идеи, за счет чего пополнить фонд. С одной из них выступил Евросоюз. Еврокомиссар по климату Вопке Хукстра предложил взимать сборы с государств, которые приносят наибольший ущерб окружающей среде. А это, как он считает, Китай, монархии Персидского залива и, что интересно, Россия.
На климатической конференции ООН (COP28), которая пройдет в Дубае с 30 ноября по 12 декабря, возможно, как раз и будет создан фонд помощи пострадавшим от изменения климата, в частности от природных катаклизмов.
Соответствующая договоренность между лидерами ряда государств уже имеется, утверждает британская The Guardian. Правда, не совсем понятно, о каких конкретно странах идет речь. Но зато известно, что в проекте будет участвовать Всемирный банк (с его помощью будут распределяться средства фонда). Предполагается, что фонд будет большим. Речь идет о суммах в сотни миллиардов долларов.
По сути, сейчас есть консенсус касательно того, что средства, вносимые непосредственно на смягчение последствий изменений климата, должны направляться странам глобального Юга. Именно его жители, в первую очередь африканцы, сильнее других страдают от последствий стихийных бедствий.
Идея создания фонда высказывалась еще на аналогичной климатической конференции в прошлом году, в Шарм-эш-Шейхе. Но участники не смогли договориться об условиях его создания и о том, какая именно страна будет вносить наибольший вклад. Бывший министр иностранных дел Нидерландов Хукстра в разговоре с журналистами заявил, что сейчас уже «нет препятствий» к тому, чтобы требовать от главных загрязнителей, таких как Китай и другие страны, «сильно разбогатевшие за последние 30 лет», расплачиваться с мировым сообществом за выбросы парниковых газов напрямую. Что именно произошло, он не пояснил. Но отметил, что страны Латинской Америки и Африки могли бы внести свой вклад в дело убеждения Китая, России и монархий Персидского залива.
Как утверждает газета The Observer, о своей готовности участвовать в финансировании фонда четко заявили ОАЭ. Однако это государство настаивает на том, чтобы взносы носили исключительно добровольный характер. Хукстра же, являясь еврокомиссаром, по сути, требует сделать финансирование фонда обязанностью всех стран, присоединившихся к Рамочной конвенции ООН об изменении климата. В числе этих стран есть и Россия. Однако возникает вопрос, кто будет определять размер взносов и по каким критериям. Почему, например, Хукстра решил, что именно Россия, Китай и страны Персидского залива относятся к числу лидеров загрязнения окружающей среды? Ведь на этот счет существует много методик подсчета и много оценок. Но даже если брать за основу данные ООН, то, в частности, в докладе Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) за 2022 год лидерами по выбросам парниковых газов названы Китай, США, Индия, ЕС, Индонезия, РФ, Бразилия.
«Одной из проблем регулирования назревшего вопроса изменения климата является подорванная репутация глобального управления как такового. Оно находится в ситуации кризиса доверия, что доказывает происходящее в последнее время с такими организациями, как ООН и Всемирная организация здравоохранения. Конфликтность нарастает, а авторитет глобальных структур падает», – считает доцент кафедры интеграционных процессов МГИМО Александр Тэвдой-Бурмули.
В разговоре с «НГ» эксперт отметил Индию как страну, которая должна вложиться в планируемый фонд, принимая во внимание ее крупный «вклад» в общее загрязнение планеты. «Россия же в сравнении с тем же Китаем выбросов осуществляет куда меньше. При этом сложно добиться консенсуса в том, кто и сколько должен платить, учитывая разнонаправленность экологических трендов, и то, что просьба платить по счетам в каком-то смысле может быть интерпретирована как политизированная борьба между экономическими укладами: новым и старым, больше ориентированным на энергоемкое промышленное производство. Преимущества старого уклада могут пытаться нивелировать, снизив его конкурентоспособность», – указывает он.
Тэвдой-Бурмули сомневается, что методы давления, в частности, со стороны развивающихся стран могут реально заставить Россию или Китай вкладывать средства в борьбу с изменением климата. «Сложно себе представить, например, то, как Бразилия будет пытаться изменить мнение Китая в данном вопросе», – указывает он.