Министр финансов ФРГ Кристиан Линднер считает, что страну ждут тяжелые времена. Фото Reuters
Утром во вторник немецкий министр обороны Борис Писториус прибыл на поезде с необъявленным визитом в Киев. Там он сообщил о планах Германии выделить 1,3 млрд евро в качестве военной помощи Украине. Однако недавнее решение Конституционного суда ФРГ внесет существенные поправки в эти планы.
Во время пребывания в Киеве Писториус заверил руководство Украины в неизменной поддержке со стороны Германии и даже обещал предоставить в ближайшее время более 1 млрд евро помощи. Но, как показывают события в Берлине, обещание главы Минобороны ФРГ может оказаться пустословием – ведь этих денег у него в распоряжении сейчас просто нет.
Дело в том, что в развитие недавнего решения Конституционного суда (см. «НГ» от 20.11.23) федеральный министр финансов Кристиан Линднер приостановил реализацию всех дополнительных расходов, принятых правительством после утверждения бюджета 2023 года, который Бундестаг утвердил еще в прошлом году. Как пишет журнал Spiegel, практически все немецкие правительства обходили ограничение бюджетной задолженности сверх норматива, установленного в Конституции, – 0,35% ВВП – за счет создания спецфондов, куда щедро вливали кредитные средства.
Теперь же Конституционный суд убрал эту лазейку, и правительству не из чего финансировать свои расходы. Пока решение суда коснулось только части одного фонда, общий размер которого составляет 200 млрд евро. А таких фондов у правительства немало. В их числе 100-миллиардный фонд, из которого финансируются военные расходы, включая и на боевые действия в Украине.
Пока все расходы, которые шли за счет внебюджетных средств, решением министра финансов заморожены. При этом весь бюджет 2023 года равняется 476 млрд евро. Можно предположить, что размеры фондов намного превышали бюджет, если только два известных широкой публике фонда – военный и климатический – в сумме составляют 300 млрд евро.
Встает вопрос: как формировать бюджет на 2024 год, поскольку ясно, что только за счет бюджетных поступлений все намечаемые расходы правительства (вспомним об увеличении военной помощи Украине с 4 млрд до 8 млрд евро) осуществить не удастся? Чтобы разобраться в сложившейся ситуации, в бюджетный комитет Бундестага приглашены эксперты известных экономических институтов. Они должны будут оценить последствия решения Конституционного суда, в том числе и для уже совершенных внебюджетных расходов.
Не придется ли правительству возвращать их в эти внебюджетные фонды, задается вопросом журнал Focus. По данным Федеральной счетной палаты, примерно 522 млрд евро финансовых средств, имеющихся в таких фондах, представляют собой кредиты. Правда, утверждает журнал, когда принимался парламентом внебюджетный фонд для нужд армии размером в 100 млрд евро, якобы было специально оговорено, что норматив о задолженности, заложенный в Конституции, его не касается.
Но тем не менее федеральный министр экономики и климата Роберт Хабек уже выступил за изменение Конституции в части оговорки о размере разрешенной задолженности бюджета. Хотя больше всего Хабека заботит фонд экономической стабилизации (WSF). Из этого забитого кредитами фонда 200 млрд евро уже были израсходованы на поддержку экономики. И теперь, возможно, получателям средств из этого фонда после продолжения рестрикционных мер Конституционным судом придется их возвращать государству.
По поводу того, как должен выглядеть бюджет 2024 года, продолжаются споры. Его должны принять на сессии Бундестага в первую неделю декабря. Главный вопрос состоит в том, не окажется ли он под нынешним углом зрения антиконституционным. Пока ответов на него ни у экспертов, ни у депутатов нет. Дальнейшие действия хранителей Конституции, возможно, прояснят ситуацию.