Канцлер Олаф Шольц обескуражен решением Конституционного суда ФРГ. Фото Reuters
Федеральный конституционный суд (КС) по жалобе фракции ХДС/ХСС в Бундестаге принял решение, которое коснется, вероятно, всех граждан Германии в самое ближайшее время. Он запретил использовать финансовые средства, предназначенные для борьбы с пандемией COVID-19, на иные цели.
60 млрд евро были сосредоточены в специальном Фонде климата и трансформации (KTF), который создан на основании дополнительного изменения бюджета 2021 года. Как посчитали судьи КС, нецелевое использование этих средств противоречит трем статьям (109, 110, 115) Конституции ФРГ. Таким образом КС пресек попытку правительства искусственно увеличить задолженность страны сверх норматива, установленного в Конституции, – 0,35% ВВП.
В течение первой недели декабря Бундестаг должен принять бюджет на 2024 год, и в нем (после решения КС) будет недоставать 60 млрд евро. Правительство объясняло, что деньги должны были пойти на цели защиты климата. Но денег не хватает и на оказание военной помощи Киеву, и на реализацию масштабного энергоповорота от ископаемого топлива к альтернативным источникам энергии (см. «НГ» от 15.11.23).
Однако, по данным Эпидемиологического института имени Роберта Коха, коронавирус не оставляет Германию в покое и в начале ноября в ряде регионов отмечались вспышки заражения новым штаммом.
Вопрос, как будет правительство обходить наложенное КС ограничение, сейчас активно обсуждается немецкой прессой. Журнал Focus замечает в связи с этим, что факт нехватки 60 млрд евро каждый немец скоро ощутит на своем кошельке.
Все реальнее становится повышение НДС на гастрономию. Сейчас в ресторанах и кафе посетители платят 7% НДС. Налог был снижен с 19% в период пандемии, чтобы поддержать этот сектор экономики. Теперь 19% могут вернуться, что принесет правительству 3,3 млрд евро.
Однако проведенный среди рестораторов опрос показал, что в таком случае последует повышение цен на большинство блюд. Например, шницель с жареным картофелем с Нового года будет стоить не 16,90 евро, а 18,90. Цена пиццы «Маргарита» подскочит с 11,50 до 12,80 евро. А стандартный гамбургер с вареной картошкой и салатом подорожает с 12,80 до 14,20 евро. Цены, утверждает журнал, подрастут и в сетях фастфуда. Даже быстрый перекус в сосисочной будке у станции метро или наземной «железки» обойдется за две сосиски с хлебом и пивом вместо нынешних 9,50 евро уже в 10,60.
С точки зрения главы Немецкого института экономики (DIW) Марселя Фратцшера, общее подорожание в гастрономии составит 10%. Многим поход в кафе или ресторан при подобном повышении цен станет не по карману, что обернется закрытием определенного количества точек общепита. Александр Херманн, комментатор гастрономической темы по телевидению, утверждает, что тысячи кафе и ресторанов из-за повышения уровня НДС вынуждены будут закрыться.
С критикой повышения НДС выступил глава Баварии Маркус Зёдер, который назвал его «неправильным и фатальным сигналом». По его мнению, рост налогообложения направлен против среднего класса и приведет к уничтожению десятков тысяч рабочих мест.
Однако повышение НДС в одной отрасли экономики не даст правительству во главе с канцлером Олафом Шольцем требуемых ему средств. Ожидается, что кабинету министров придется прибегнуть к сокращению намеченных льгот. В том числе по новому закону об отоплении, предусматривающему отмену обогревания жилого сектора газом и мазутом и выплату определенных дотаций владельцам квартир и домов для переоснащения имеющейся системы отопления. А это означает, что закон об отоплении, другими словами, о переводе отопления на тепловые насосы, придется отложить. Ведь население из своего кармана не в состоянии оплатить внедрение столь дорогостоящих систем.
Правительству придется отказаться и от так называемого энерготормоза, предусматривающего субсидии энергоинтенсивным отраслям (см. «НГ» от 15.11.23). Понятно, что эта мера ухудшит и без того шаткую конкурентоспособность немецкой промышленности и ускорит бегство капитала из страны.
Министру транспорта Фолькеру Виссингу придется отказаться от модернизации железных дорог, на которые он собирался израсходовать из данного фонда 12,5 млрд евро. Неопределенным становится и запланированное министром экономики и климата Робертом Хабеком создание специального сырьевого фонда, который должен был помочь Германии уменьшить зависимость от редкоземельных материалов, поставляемых из Китая.
Будет сокращена помощь и многодетным семьям. Правда, решение сокращать финансовую поддержку Украины правительство даже в такой непростой ситуации принимать не собирается.