Си Цзиньпин прилетел в Сан-Франциско, чтобы вернуть отношения Китая и США в нормальное русло. Фото Reuters
Оценивая встречу президента США Джозефа Байдена с председателем КНР Си Цзиньпином в Сан-Франциско на полях саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), американские и китайские эксперты выражают надежду, что она поможет стабилизировать отношения двух держав. На повестке широкий круг проблем – от событий в Газе, Украине до нелегальной переправки из Китая в США наркотиков. На сей раз, в отличие от личного общения двух лидеров в прошлом году в Индонезии, взаимные визиты чиновников позволили создать основу для некоторых сдвигов. Но Тайвань, споры в Южно-Китайском море делают эти договоренности хрупкими.
Как передал Reuters, даже кортежу автомобилей китайской делегации не удалось спокойно добраться до здания, где состоялись переговоры. Вдоль дороги выкрикивали свои требования бездомные, а также сторонники и противники Коммунистической партии Китая. Это могло нарушить тщательно продуманный сценарий беседы лидеров.
Все же Байден и Си хорошо знают друг друга, встречались не раз за последние 10 с лишним лет. Но после инаугурации Байдена в 2021 году лично общались только один раз. Белый дом заявил, что цель саммита – дать толчок взаимным коммуникациям, чтобы не позволить соперничеству перейти в прямой конфликт. США сохраняют приверженность обязательствам перед их союзниками и партнерами. Упомянуты были Тайвань, Филиппины и подтверждено намерение продолжать рейды американских военных кораблей в Южно-Китайском море.
Впрочем, несмотря на обилие почти неразрешимых проблем, Белый дом рассчитывал на конкретные договоренности. Это возобновление связей между вооруженными силами двух стран.
Пекин прервал их после того, как экс-спикер Палаты представителей США Нэнси Пелоси побывала в прошлом году на Тайване.
Другая очень важная для Вашингтона задача – наладить взаимодействие против тайной торговли синтетическим опиоидным наркотиком фентанилом. Он стал проклятием для части американской молодежи. Если бы китайская сторона согласилась на такое сотрудничество, то Вашингтон был готов в обмен отменить санкции, наложенные на Институт китайской полиции по судебным разбирательствам.
Политические аналитики предполагали, что в ответ Китай захочет обещаний США о том, что они не станут вмешиваться в выборы на Тайване, которые пройдут в самом начале 2024 года, и ослабят ограничения на экспорт новейших полупроводников в Китай.
Особая тема – Иран. Байден собирался побудить Китай повлиять на Тегеран, чтобы он не вмешивался в конфликт вокруг сектора Газа. На чем основан этот расчет? У Пекина хорошие отношения с Тегераном. Но главное, он крупный покупатель иранской нефти. По логике вещей он тоже, как и США, должен быть заинтересован в скорейшем завершении войны Израиля с ХАМАС.
Но, как говорят американские аналитики, никто не ожидал перезагрузки отношений или большой сделки. Так и вышло. «Мы находимся на длительном этапе конкуренции и напряженности. Драматического рывка вперед, реальных перемен не было», – говорит Ричард Фонтэйн, сотрудник Центра новой американской безопасности в Вашингтоне.
Однако, как пишет The New York Times, есть и одно светлое пятно на этом мрачном фоне. Китай и США достигли договоренности по климату. Они согласились в будущем постепенно отойти от использования ископаемых видов горючего. Это важно, поскольку Китай и США – два самых крупных загрязнителя окружающей среды в мире. Как сообщил Госдепартамент, Вашингтон и Пекин согласились вместе бороться с глобальным потеплением, развивая ветровую и солнечную энергии.
Американская пресса также заметила, что в преддверии визита Си тон китайской пропаганды по отношению к США помягчал. В подтверждение можно привести редакционную статью в газете The Global Times, голосе Пекина для заграницы. Значение личной дипломатии на высшем уровне очевидно. Встреча может не только определить курс будущих отношений двух государств, но и оказать воздействие на международное сообщество. «К тому же американские предприниматели с огромным энтузиазмом идут на китайский рынок. Одновременно усилилось стремление китайцев и американцев укрепить культурный обмен», – подчеркивает газета.
Пока остается неясным, удалось ли Си Цзиньпину добиться хотя бы частичных уступок от американского президента. А объективно такая возможность существовала. Ведь, как отмечают СМИ, момент переговоров был невыгоден для Байдена. У него на плечах вовлеченность в два военных конфликта – в Украине и на Ближнем Востоке. А Си Цзиньпин ни с кем – ни прямо, ни гибридным способом – не воюет. Это, как откровенно писали в социальных сетях китайские аналитики, открывало путь к тому, чтобы добиться от Вашингтона признания Китая равной США великой державой.