Мария Корина Мачадо победила в праймериз оппозиции, но допускать ее до президентских выборов Верховный суд не хочет. Фото Reuters
Верховный суд Венесуэлы отказался признать результаты праймериз оппозиционных сил, выбиравших своего кандидата в президенты на выборах 2024 года. Победителем праймериз и соответственно соперником действующего лидера Николаса Мадуро стала Мария Корина Мачадо. Верховный суд отказался допускать ее до предвыборной гонки. Тем самым нарушен ключевой пункт соглашений между Мадуро и оппозицией. Американцы, заключившие договоренность с официальными властями об ослаблении санкций в случае налаживания демократического выборного процесса, призвали Мадуро исполнить обещания. В противном случае стране не видать снятия санкций США, а значит, с перспективами эффективного экономического восстановления страна может распрощаться.
Высшая судебная инстанция Венесуэлы проявила большую оперативность. В субботу туда поступили документы, касающиеся праймериз оппозиции, которые уверенно выиграла Мачадо. Уже на следующий день Верховный суд вынес свой вердикт. Он гласит, что праймериз незаконны, 15-летний запрет на участие в выборах для Мачадо и двух других оппозиционеров остается в силе. До этого генеральный прокурор Венесуэлы Тарек Вильям Сааб заявил, что в ходе проведения праймериз оппозиции якобы имели место факты финансовых махинаций и мошенничества. Следовательно, за решением Верховного суда могут последовать уголовные дела.
Напомним, что ранее представители Мадуро и его противники договорились в ходе встречи на Барбадосе, что запрет на участие ведущих оппозиционеров в избирательном процессе будет снят, а значит, выборы 2024 года будут конкурентными (см. «НГ» от 17.10.23).
На праймериз, окончательные результаты которых были объявлены в четверг, Мачадо получила более 90% голосов. За нее высказались более 2,3 млн венесуэльцев внутри страны и еще 130 тыс. за рубежом. Возможный конкурент Мачадо, бывший губернатор штата Миранда Энрике Каприлес решил в праймериз не участвовать. По всей видимости, он осознал, что его имя избирателям уже приелось и шансы на победу с ним у оппозиции невелики. Мадуро может предложить компромисс: оппоненты выдвигают кандидатом кого угодно, кроме Мачадо. В этом случае его соперником будет скорее всего Каприлес, а значит, нынешний лидер переизберется. Впрочем, проведение президентских выборов запланировано на конец 2024 года. Значит, у оппозиции еще останутся варианты.
Не факт, однако, что Мадуро не заставят пойти на попятную. Решение Верховного суда вызвало крайне негативную реакцию в Вашингтоне. «Мы призываем Николаса Мадуро и его представителей выполнить обязательства, которые они взяли на себя при подписании соглашения о политической «дорожной карте». Правительство США примет меры, если Мадуро и его представители не выполнят свои обязательства», – пообещали в Госдепартаменте США. Эти меры как минимум включат в себя продолжение действия санкционного режима, который Белый дом обещал ослабить в случае проведения в 2024 году демократических выборов.
Для нынешней администрации США отказ Мадуро выполнить заключенные договоренности – это личное внешнеполитическое поражение. Наиболее непримиримо настроенные против венесуэльских властей «ястребы» (их много и среди республиканцев, и среди демократов), а также бывший президент страны Дональд Трамп могут уверенно заявить, что тактика администрации президента Джозефа Байдена, направленная на поиск компромисса с Мадуро, оказалась ошибочной. Получается, США потеряли зря время и ударили в грязь лицом.
«Еще при заключении Барбадосских соглашений было ясно, что важно не столько что именно подписали стороны, сколько то, как они будут трактовать подписанное. Договоренность власти и оппозиции предусматривает, что электоральный процесс должен быть прозрачным, но при действующих законодательных нормах. Мадуро, видимо, исходил из того, что участвовать в праймериз должны лишь те кандидаты, которым суд разрешил выдвигаться: то есть заведомо слабые оппоненты», – рассуждает директор Центра ибероамериканских исследований СПбГУ Виктор Хейфец.
В разговоре с «НГ» эксперт подчеркнул, что в очном противостоянии, по опросам, венесуэльцы однозначное предпочтение дают Мачадо, а не Мадуро. Более того, у нынешнего лидера страны поддержка столь невелика, что практически любой кандидат имеет шансы его победить. Другое дело, что у Мачадо они выше, чем у кого-либо другого.
Сторонники Мадуро часто изображают ситуацию так, будто все его противники находятся за границей, а в самой стране оппозиция не сможет даже организовать агитацию за своего кандидата. Но много недовольных жителей осталось в Венесуэле, кто-то из оппозиционных активистов вернулся из-за рубежа. А ведь за границей формально тоже могут голосовать, хотя не совсем понятно, как консульства в той же Колумбии справятся с задачами проведения выборов.
«Оппозиция сделала большую стратегическую ошибку. Да, Мачадо лучший кандидат, и, видимо, она и сама решила, что настал ее звездный час. Но Мадуро, который не хочет отдавать власть, тоже повысил ставки, не признав праймериз. Суд формально лишь приостановил процесс признания результата, но по факту практически уже его не признал», – считает Хейфец.
Он добавил, что сейчас Каракас и оппозиция, вероятно, будут ждать не заявлений, а практической реакции Соединенных Штатов и построят свои планы исходя из того, что сделает Белый дом.
«Вопрос, что важнее: разрушить связи Венесуэлы с Россией и пустить поток венесуэльской нефти на внутренний рынок или все-таки додавить режим Мадуро. Пока явного ответа Белый дом не предоставил», – подчеркнул эксперт.