Президент Израиля Ицхак Герцог посчитал инициативу Макрона «новаторской и оригинальной». Фото www.president.gov.il
Президент Израиля Ицхак Герцог одобрил инициативу своего французского коллеги Эмманюэля Макрона, предложившего сформировать против палестинского движения ХАМАС международную коалицию по аналогии с возглавляемой США глобальной коалицией против «Исламского государства» (ИГ, организация признана в России террористической, ее деятельность запрещена). Тем не менее идея хозяина Елисейского дворца успела за эти дни вызвать недоумение как за пределами Франции, так и внутри ее некоторых ведомств. В МИД Пятой республики утверждают, что оказались не готовы к планам президента.
То, что инициатива Парижа по формированию широкой международной коалиции для противодействия ХАМАС может действительно сработать, Герцог предположил в интервью BILD. «Мне нравится идея Макрона. Думаю, это новаторски, оригинально и имеет смысл», – заключил президент Израиля. По его словам, угроза, исходящая от палестинских боевиков, «должна быть искоренена масштабными усилиями международного сообщества, такими же, которые были применены в отношении ИГ». «Существует коалиция, борющаяся с ИГ, и теперь нам нужно проанализировать, можно ли ее воспроизвести и для борьбы с ХАМАС, – отметил Герцог. – Это испытание для всех друзей, которое покажет, готовы ли они над этим работать».
Идею о формировании антихамасовской коалиции Макрон публично выдвинул во время визита в Израиль и переговоров с премьер-министром Биньямином Нетаньяху. «Мы могли бы создать территориальную и региональную группу для борьбы с террористами, – заявил он. – Думаю, это отвечало бы интересам Израиля, как и многих его соседей, которым угрожают эти или смежные группировки». Глава израильского правительства отреагировал на эти высказывания довольно сдержанно. На следующий день, находясь с визитом в Египте, французский лидер видоизменил предложение и допустил, что к давлению на Газу можно было бы подключить ресурсы глобальной коалиции по борьбе с ИГ, патронируемой американской стороной.
Международная коалиция под эгидой США действительно продолжает функционировать вопреки заявлениям мировых игроков об уничтожении «ядра» ИГ. Однако фокус ее деятельности постепенно смещается на восток. Министерская встреча организации, которая состоялась в июне этого года в Саудовской Аравии, отразила интерес ее участников к расширению партнерств на постсоветском пространстве. Так, Таджикистан и Узбекистан, которые формально не принадлежат к антитеррористической платформе, направили в Эр-Рияд своих наблюдателей. Это в тексте итогового коммюнике было логически увязано с потребностью коалиции в наращивании контактов с Центральной Азией для повышения качества контртеррористических возможностей.
В разговоре с западными новостными агентствами чиновники администрации президента США на днях отметили, что идея Макрона поднималась в неформальных беседах в Белом доме и даже в рамках дискуссий с другими странами. Тем не менее официальные лица считают, что серьезного разговора вокруг инициативы Елисейского дворца не получится. Они делают упор на том, что в рамках глобальной коалиции по борьбе с ИГ были задействованы силы региональных, арабских государств. Так, в ее состав формально входят Бахрейн, Ирак, Иордания, Кувейт, Ливан, Оман, Катар, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ). Вряд ли кто-то из них согласится сейчас воспроизвести силовой сценарий против палестинских группировок.
Источники Le Monde говорят, что концепция антихамасовской коалиции возникла в Елисейском дворце, а не в МИД Франции. Газета утверждает, ее автор – помощник Макрона по военно-политическим вопросам Ксавье Шатель. При этом источники Le Monde отмечают, что инициатива стала сюрпризом для дипломатического корпуса. Вдобавок к этому Le Figaro приводит мнение неназванных арабских дипломатов, которые также были шокированы планами французского лидера. Похоже, что выдвижение макроновской идеи создаст дополнительную дистанцию между помощниками президента и карьерной дипломатией. По данным Politico, этот разрыв за последние годы стал слишком велик – из-за склонности Елисейского дворца к гиперконтролю.
Одним из актов удушения французских представителей «искусства невозможного» стала произошедшая в эти годы реформа дипломатической службы, которая разрушила некоторые должности как явление с целью сконструировать новый корпус административных служащих. В результате модернизация размыла статус дипломатов и создала почву для интеграции в их сферу представителей непрофильных, гражданских структур. Несмотря на то что Макрон пытался, анонсируя реформу, апеллировать к необходимости повысить кадровую гибкость и обеспечить защиту от доминирования узких элитных интересов, карьерные дипломаты почувствовали себя ненужными и начали покидать посты. Некоторые устраивали протесты.
Пока что инициатива Макрона по созданию военной коалиции против ХАМАС или подключению ресурсов глобальной платформы во главе с США лишена четкой основы. Коалиционный подход может понадобиться, но только на финальном, послевоенном этапе, когда речь будет идти о создании временной администрации Газы, прогнозируют в своей аналитике исследователи Вашингтонского института ближневосточной политики (WINEP). По их словам, в рамках нового устройства анклава кураторство над вопросами общественной безопасности и охраны правопорядка мог бы взять «консорциум пяти арабских государств, заключивших мирные соглашения с Израилем». Это Египет, Иордания, ОАЭ, Бахрейн и Марокко.
***Между тем, авторы Telegram-каналов обращают внимание на то, что в Белом доме есть разногласия относительно пакетов помощи Израилю и Украине. "В Штатах, между тем, не прекращается финансовое противостояние. И чем оно дольше, тем хуже Киеву", - пишет, в частности, "Темник".