Фото REUTERS
Лидеры Китая и США договорились встретиться на полях саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в Сан-Франциско, который состоится с 11 по 17 ноября. Таков результат общения главы МИД КНР Ван И с главой Белого дома Джозефом Байденом, госсекретарем Энтони Блинкеном, помощником президента по нацбезопасности Джейком Салливаном в Вашингтоне. Как говорят американские эксперты, результатом встречи станет стабилизация, а не улучшение отношений. А Ван И подчеркнул, что дорога к саммиту не будет легкой. Ведь США не отказались от давления на Китай, чтобы сохранить гегемонию.
Байден и Си Цзиньпин в последний раз лично общались на острове Бали, Индонезия, в ноябре 2022 года во время саммита G20. О встрече в Сан-Франциско есть договоренность в принципе.
Но детали, как, например, место встречи, ее время, еще предстоит обсудить. Как передает агентство АР, ссылаясь на чиновника администрации США, Байден считает встречу с Ван И позитивным событием, которое позволит продолжить разговор. Но Пекин еще должен подтвердить поездку Си в Сан-Франциско, поскольку там принято оповещать общественность о таких визитах ближе к самому событию.
Госдепартамент в сообщении о переговорах с Ван И сказал, что речь шла о сферах сотрудничества и разногласий. При этом США будут «продолжать отстаивать как свои интересы и ценности, так и своих союзников». США разочарованы тем, что Китай не играет свою роль как ответственный игрок на международной арене. Во-первых, он поддерживает Россию в ее конфликте с Украиной, во-вторых, сохраняет «относительное молчание по поводу войны Израиля с ХАМАС». Американские чиновники считают, что Китай обладает средством воздействия на Иран, главного покровителя ХАМАС.
Ван И, говорят в Вашингтоне, приехал в Китай в тот момент, когда сильно напряжение в отношениях двух держав. Это прежде всего относится к установлению США контроля над экспортом передовых технологий и к более настойчивым шагам Китая в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях. Пентагон на днях опубликовал видео, как китайский истребитель пролетел в трех метрах от американского бомбардировщика В-52, что едва не привело к катастрофе. США также снова предупредили, что будут на основе двустороннего соглашения об обороне защищать Филиппины в случае нападения Китая на эту страну.
Так чего же можно ожидать от китайско-американской встречи в верхах? «Ключевое слово здесь стабилизация на самом деле, а не улучшение отношений. США и Китай должны пойти по более рациональному пути, чтобы Азиатско-Тихоокеанский регион и мир в целом чувствовали себя более спокойно», – говорит Юнь Сунь, директор китайской программы Центра Стимсона в Вашингтоне.
В беседе с «НГ»находящийся в КНР Александр Лукин, научный руководитель Института Китая и современной Азии РАН, отметил: «Может быть, Пекин и Вашингтон смогут договориться о каких-то вопросах двусторонней торговли. О каком-нибудь взаимопонимании, но у них нет взаимопонимания. Китай в последнее время проявлял заинтересованность в этом. Но если будет большая сделка, то ее станут критиковать республиканцы. Не думаю, что будет какой-то прорыв. Локальные договоренности возможны. Например, по снижению торговых пошлин, облегчению допуска китайских компаний на американский рынок».
Касаясь требования Китая о том, чтобы США прекратили поддерживать «сепаратистов Тайваня», эксперт сказал: «С китайской точки зрения, прекратить поддерживать сепаратистов означает прекратить визиты официальных лиц на Тайвань, прекратить поставки оружия или по крайней мере существенно снизить. А США как раз их увеличивают. Уровень визитов американских официальных лиц тоже повышается. США фактически поддерживают правящую на острове Демократическую прогрессивную партию. Так что вряд ли здесь удастся чего-то добиться.
Американцы также хотят, чтобы китайцы оказали нажим на Россию по Украине. Разговор по Украине, наверное, состоится. Стороны выскажут свои позиции, но на этом все и кончится. Каждая сторона сделает заявление, и точка. В Китае доброжелательно относятся к России. Растет понимание ее позиции по Украине. С другой стороны, увеличивается торговый оборот с Россией».