Конгрессмен из Луизианы Майк Джонсон, неожиданно занявший третью по важности госдолжность в стране, – во многом темная лошадка американской политики. Фото Reuters
В ближайшее время состоится «боевое крещение» для нового спикера Палаты представителей Конгресса США Майка Джонсона. От его убеждений и умения находить компромиссы между различными группами интересов будет зависеть, одобрят ли законодатели запрос Белого дома на щедрую помощь Украине или отдадут предпочтение финансированию поддержки Израиля и охраны южных границ Соединенных Штатов. Разделить эти три вопроса, а не голосовать за объединенный пакет вместе предлагает часть Республиканской партии. Сам Джонсон пока не высказал публично, какой вариант его больше устраивает.
Спикер нижней палаты Конгресса в американской иерархии госдолжностей занимает по важности третье место – после президента и вице-президента. Обычно им становится искушенный политик, популярный и имеющий немалый опыт договоренностей с партийными лидерами и Белым домом. Таким был, например, предшественник Джонсона Кевин Маккарти. Однако сам нынешний спикер этим критериям не соответствует. Представитель округа штата Луизиана с весьма консервативно настроенными избирателями, сам консервативный республиканец, он хотя и является конгрессменом с 2016 года, значимых позиций ни в партии, ни в Конгрессе не занимал, поэтому остается темной лошадкой.
Он был выдвинут на пост спикера голосами всего лишь 128 из 221 республиканца – члена фракции в Палате представителей. Правда, когда дело дошло до голосования всей нижней палаты, республиканское большинство поддержало его почти в полном составе (220 голосов). Возможно, это объясняется как раз сравнительной неопытностью Джонсона и тем, что он не может быть уверенно отнесен ни к одной из группировок в партии. С одной стороны, он возглавлял юридическую защиту Дональда Трампа, когда ему в бытность президентом пытались объявить импичмент. С другой – активным трампистом его все же считать нельзя.
А вот сторонником Израиля – можно. В своей первой речи в качестве спикера Джонсон четко расставил приоритеты. Он заявил, что первый законопроект, который внесет в новой должности, будет «в поддержку нашего дорогого друга – Израиля». На второе место поставлено финансирование охраны границы. Все это соответствует приоритетам избирателей Джонсона, консервативных республиканцев. Тонкость ситуации в том, что президент США Джозеф Байден в своем запросе от 20 октября предложил проголосовать одним пакетом за выделение 105 млрд долл. сразу и на помощь Израилю, Украине и на охрану границы. 61 млрд из них предусматривается для Украины. Это, кстати, больше, чем Байден просил ранее – 24 млрд (согласие Маккарти с данной суммой и стоило ему отставки).
Часть республиканцев выступила против совмещения трех вопросов. За раздел пакета на три законопроекта высказались, в частности, 9 сенаторов. Девять – именно столько голосов республиканцев нужно демократам, чтобы принять законопроект в верхней палате, при условии, если вся их фракция документ поддержит. Есть сторонники разделения пакета Байдена и в нижней палате. Но относится ли к их числу Джонсон – не ясно.
Его личное отношение к вопросу о помощи Украине менялось. В феврале 2022 года он осудил действия РФ. В апреле того же года Джонсон голосовал за закон о ленд-лизе для Украины. Но полгода назад его мнение изменилось. Он начал голосовать против очередных пакетов помощи Украине, причем не только военного, но и гуманитарного характера.
«Как Джонсон будет себя вести, не имея большого политического веса и, самое главное, опыта лавирования в лабиринтах власти, сказать очень сложно. Единственное, что можно утверждать: если Палата представителей запрос будет рассматривать в пакетном варианте, тогда шансы на то, что Украина получит много, довольно велики. Ведь так составлен пакет: либо все, либо ничего. Если же он будет разбит, Украина, конечно, получит меньше», – сказал «НГ» главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир Васильев. Эксперт при этом также призвал не сбрасывать со счетов демократов. От их настойчивости в деле помощи Украине тоже многое зависит. Кроме того, эксперт не исключает, что Байден пошел на уловку. «Сначала Белый дом спал и видел, чтобы были утверждены хотя бы 24 млрд, теперь вдруг повысил запрос до 61 млрд. Может, на самом деле президент рассчитывает на первую сумму? Как говорится, если хочешь получить миллион, проси два?» – задается вопросом Васильев.