Фото Reuters
В понедельник в Берлине было официально объявлено о создании в Германии новой левой партии, которая пока носит название «Альянс Сары Вагенкнехт». До Нового года альянс займется сбором средств и привлечением в него новых членов.
В связи с созданием альянса все вошедшие в него члены покинули Левую партию. Некоторые издания поэтому формулируют объявление об альянсе как подготовку почвы для новой партии. Но уже заявлено, что альянс примет участие в предстоящих трех земельных выборах (видимо, в Саксонии, Тюрингии, Брандунбурге или в Гамбурге) и в выборах в Европарламент.
Многие аналитики предполагают, что уникальная политическая позиция Вагенкнехт – левая по экономическим проблемам, но ближе к крайне правой по таким вопросам, как иммиграция и гендерное разнообразие, – может представлять угрозу для «Альтернативы для Германии» (АдГ).
К Вагенкнехт присоединились перебежчики из Левой партии Кристиан Лей, Амира Мохамед Али, Лукас Шон и предприниматель Ральф Суикат, занявшийся сбором пожертвований для новой партии.
Политические обозреватели обращают внимание, что по таким вопросам, как экспорт оружия в Украину и санкции против России, против которых выступает Вагенкнехт, она действительно разделяет политику АдГ. Но в понедельник политик заявила, что не будет сотрудничать с АдГ.
Вагенкнехт также воспользовалась возможностью, чтобы выступить против прессы, обвинив СМИ в том, что они осуждают ее как «пропутинскую» или «пророссийскую». А все потому, что она призывала к дипломатическому решению украинского конфликта. Но главное – политик отказалась осудить действия российского руководства, чем и вызвала фактический разрыв с Левой партией.
Хотя Вагенкнехт и заявила, что ее политическим противником является нынешняя правящая коалиция, которую она назвала наихудшим правительством в Германии, на самом деле первоочередным конкурентом для ее альянса станет как раз Левая партия. И уже первые земельные выборы покажут, сможет ли альянс занять место Левой партии.
Комментатор Оливер Шток из журнала Focus сравнил Вагенкнехт с Орлеанской девой, иронизируя по поводу ее вызова, брошенного на пресс-конференции правительству Олафа Шольца. Она называет действующий кабинет министров «высокомерным и глупым», и Шток перечисляет все прегрешения правительства с точки зрения Вагенкнехт, включая поставки оружия Украине.
Но тут же автор пытается доказать нереальность требований Вагенкнехт в современных условиях, поскольку, по его мнению, возврат к добрососедским отношениям будет означать лишь усиление России, что для правительства социал-демократов, «Зеленых» и свободных демократов недопустимо. Шток считает, что подобные устремления сейчас в Германии сравнимы с безрассудной отвагой Жанны д’Арк.
Между тем он не видит в предложенной программе Вагенкнехт волшебного средства против бегства немецкого капитала за рубеж и предотвращения утомительных очередей к врачам. И все потому, что ее рецепт «Масло вместо пушек» кажется Штоку в нынешней политической ситуации в Европе утопическим.
Можно, конечно, поспорить о подвиге Орлеанской девы и ее историческом результате. Но появление на немецком политическом небосклоне здравомыслящей партии, дистанцирующейся от призывов немедленного военно-политического поражения России, уже говорит о многом.