Обсуждение на саммите ЕПС было непринужденным только внешне. Фото со страницы председательства Испании в Совете ЕС в Flickr
Сдвоенный саммит ЕС и Европейского политического сообщества (ЕПС), начавшийся в испанском городе Гранада, вместо того чтобы дать старт реформы ЕС и подготовить почву для евроинтеграции новых стран, ознаменовался скандалом. Польша и Венгрия выступили против любых перемен, касающихся миграционной политики. Это ставит под вопрос саму идею реформирования Евросоюза, а значит, и прием в его состав новых членов.
В ЕС связывали большие надежды с мероприятием в Гранаде. Здесь в четверг прошел саммит ЕПС. Цель создания этой межправительственной структуры, появившейся в прошлом году по инициативе французского президента Эмманюэля Макрона, заключается в том, чтобы сблизить позиции стран Евросоюза и тех, кто не входит, но может претендовать или уже претендует на членство в ЕС.
В его рамках предполагалось обсудить все общие животрепещущие вопросы, которые так или иначе мешают или способствуют сближению европейских государств. Предполагалось тем самым выйти на тему реформы Евросоюза, предваряющую его расширение. Не случайно на следующий день после саммита ЕПС в той же Гранаде запланирован неформальный (то есть без принятия обязательных к исполнению документов) саммит ЕС. Вопросы, обсуждаемые в четверг, предполагалось обсудить в узком составе.
Судя по первому дню переговоров в Гранаде, это второе обсуждение не будет легким: слишком много пока противоречий как между претендентами на вступление в ЕС, так и между самими странами ЕС.
В саммите ЕПС, помимо 27 государств Евросоюза, председателя Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен и главы Евросовета Шарля Мишеля должны были участвовать главы Албании, Андорры, Армении, Азербайджана, Боснии и Герцеговины, Великобритании, Грузии, Исландии, Косово, Лихтенштейна, Молдовы, Монако, Норвегии, Северной Македонии, Сан-Марино, Сербии, Турции, Украины, Швейцарии и Черногории. Первая трудность возникла еще до мероприятия. Выяснилось, что на саммит не приедут турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган и азербайджанский лидер Ильхам Алиев. Их не устроило, что к переговорам о заключении мирного армяно-азербайджанского договора не подключена Турция. Впрочем, неявка Эрдогана, вероятно, объясняется не только этим. Отношения Турции и ЕС последнее время заметно обострились (см. «НГ» от 03.10.23). Особое недовольство турецкого лидера вызвала принятая аккурат к саммиту ЕПС резолюция Европарламента с призывом объявить точечные санкции против азербайджанского руководства из-за его действий в Карабахе.
По окончании переговоров в четверг была отменена запланированная пресс-конференция. Между тем агентство Bloomberg сообщило о том, что Польша и Венгрия солидарно блокируют принятие декларации саммита ЕС. Обе страны потребовали максимально жестких формулировок, касающихся миграционной политики. Во-первых, они настаивали на том, чтобы в декларации было однозначно указано: любые решения по приему беженцев и мигрантов вне зависимости от того, какие реформы в ЕС пройдут, могут приниматься только консенсусом. Во-вторых, их вообще не устроила сама идея реформы миграционной политики.
В среду постпреды ЕС вроде бы согласовали контуры грядущих перемен. Предполагалось, что страны, принимающие много мигрантов (в первую очередь Греция, Испания, Италия), могут просить финансовой помощи у коллег по Евросоюзу, а также ставить вопрос о переселении соискателей статуса беженца в другие государства ЕС. Именно это категорически не устроило Венгрию и Польшу. Идея закрепить каким-либо обязательным к исполнению документом обязанность приема беженцев из Африки и Ближнего Востока воспринята в Польше и Венгрии в штыки. По данным Reuters, в принципе позицию двух стран готовы поддержать Австрия, Чехия и Словакия. Они при голосовании на встрече постпредов в среду воздержались.
Видимо, в четверг договориться по миграционному вопросу не удалось. А ведь он составная часть реформы, которая, как ранее говорил Мишель, позволит Евросоюзу расшириться к 2030 году с нынешних 27 до 36 стран.
Впрочем по заявлениям, которые делались в ходе встречи в Гранаде, можно сделать вывод, что миграционная проблема – это не единственное препятствие для расширения ЕС. Так, президент частично признанного Косово Вьоса Османи потребовала санкций Евросоюза против сербского президента Александара Вучича. Оказывается, это новое косовское условие для нормализации отношений Приштины и Белграда. А если этой нормализации нет – ни Косово, ни Сербии не видать переговоров о вступлении в ЕС. Таково условие уже Евросоюза, от которого в Брюсселе едва ли будут отступать.