Фото REUTERS
Страны ЕС ужесточают борьбу с экспортными каналами иранской оборонной продукции. В последнее время Брюссель интенсифицировал контакты по этому вопросу с Вашингтоном, утверждают источники западных СМИ. Поводом стали подозрения, что иностранные комплектующие попадают в начинку дронов, которые создает Исламская Республика. По версии Украины, эта техника впоследствии используется в зоне специальной военной операции. На этом фоне Киев направил странам «Большой семерки» запрос на предоставление ему оружия, способного лишить Тегеран производственных мощностей.
Об ужесточении подходов со стороны ЕС порталу Al-Monitor на условиях анонимности рассказали высокопоставленные европейские дипломаты. По их словам, Брюссель мобилизует свои ресурсы для борьбы с беспилотниками иранского производства, углубляя контакты по этому вопросу как с администрацией президента США Джозефа Байдена, так и с израильской стороной. Европейское сообщество, по этой информации, сконцентрировано на опосредованной сети Корпуса стражей Исламской революции (КСИР), которая якобы занимается оружейными продажами на Ближнем Востоке, в Африке, в Азии и в Латинской Америке. Собеседники Al-Monitor признают, что кампания давления развивается на фоне сигналов о возобновлении «ядерных» переговоров.
Иранская оборонная промышленность за год столкнулась с целым шквалом санкционных ограничений. На днях Министерство финансов США объявило о введении новых рестриктивных мер в отношении предполагаемой транснациональной сети, которая, по версии американской стороны, помогает производить дроны на территории Исламской Республики. Под удар попали юридические лица, базирующиеся в Иране, Китае, Турции и Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ). Американский регулятор обвинил организации в «закупке важных деталей для иранской программы беспилотников-камикадзе». С сентября 2022 года Министерство финансов США инициировало около десятка раундов санкций, связанных с иранской программой производства дронов.
Синхронно свой санкционный инструментарий развивает и ЕС. Совет Евросоюза 20 июля анонсировал новые ограничительные меры, которые вводят запрет на экспорт компонентов, используемых в конструкции и производстве иранских дронов. Санкции в то же время предполагали замораживание активов в отношении иранских официальных лиц, курирующих программу разработки дронов. Со стороны Европы это ознаменовало только четвертую волну санкций, связанных с беспилотной продукцией из Исламской Республики. Характерно, что к ограничительным мерам присоединилась Швейцария, которая в то же время ввела собственные, отдельные ограничения в отношении компаний, якобы занимающихся распространением иранских дронов.
В конце сентября британская газета The Guardian сообщила, что украинское руководство обратилось к странам G7 с просьбой предоставить ей такое вооружение, которое позволяло бы наносить удары по заводам по производству беспилотников в Иране и Сирии. В материале отмечалось, что Киев также призывает подвергнуть обстрелам «потенциальную производственную площадку в Российской Федерации». Украинская сторона не раз выступала с обвинениями, что дроны иранского производства эксплуатируются российскими военными. И Москва, и Тегеран эту версию категорически отвергали. Кремль подчеркивал, что в зоне специальной операции используется исключительно техника отечественного производства.
Вместе с тем в 47-страничном докладе, который был представлен руководством Украины правительствам G7, говорится, что в иранских дронах обнаружено 52 компонента, выпущенных западными компаниями. Пять европейских организаций, включая польский филиал одной транснациональной корпорации из Британии, названы Киевом первоначальными производителями выявленных компонентов. «Среди производителей есть компании со штаб-квартирами в странах санкционной коалиции: США, Швейцарии, Нидерландах, Германии, Канаде, Японии и Польше, – цитирует The Guardian текст украинского доклада. – Почти весь импорт в Иран поступает из Турции, Индии, Казахстана, Узбекистана, Вьетнама и Коста-Рики».
Сам Иран с прошлого года использовал опасения западных стран по поводу беспилотной продукции в качестве рекламы, отмечая, что его экспортные каналы растут. Тем не менее страна избегала вносить какие-либо уточнения. Министр обороны Израиля Йоав Галлант заявлял в феврале, что Тегеран «вел переговоры о продаже современного оружия, включая беспилотные летательные аппараты и ракеты с высокоточным наведением, как минимум с 50 различными государствами». В свою очередь, американская экспертиза указывала на то, что Тегеран, несмотря на технические и торговые проблемы из-за жестких западных санкций, сохраняет производительность своих дронов «на уровне конкурентов, а в некоторых отношениях даже лучше».
Нынешняя кампания давления на иранский оборонпром, по-видимому, будет идти опосредованно от «ядерного» досье, которое, как сообщали ближневосточные издания, Вашингтон и Тегеран готовы обсудить напрямую в ближайшее время.