Проблема морального и физического насилия в школе во Франции стоит остро. Фото с сайта www.freepik.com
Премьер-министр Франции Элизабет Борн объявила о начале «бескомпромиссного боя» против «буллинга». Бороться с моральным и физическим насилием в школах правительство побудило трагическое событие в начале учебного года, потрясшее всю страну: самоубийство пятнадцатилетнего подростка в городе Пуасси. Как выяснилось, над чернокожим парнем сверстники издевалась весь предыдущий год. Государство собирается строже относиться к хулиганам-школьникам, а также выделить средства на особые занятия, рассчитанные на поддержку взаимопонимания в классах.
Действия правительства будут направлены на профилактику насилия в школе и выявление актов «буллинга», заявила Борн на пресс-конференции в Матиньонском дворце – своей резиденции. Помимо уже существующей горячей линии поддержки и возможности перевода плохо ведущих себя школьников в другое учебное заведение, французское правительство намерено проводить уроки по сочувствию и налаживанию взаимопонимания с одноклассниками. Подобная мера уже опробована в Дании, подчеркивает AFP.
Сообщения об актах «буллинга» будут напрямую передаваться в прокуратуру, а в случае травли в соцсетях у виновников даже могут отобрать телефон. Правда, пока не совсем понятно, как это будет оформлено законодательно.
Перед выступлением Борн провела встречу со школьниками и студентами, которые подверглись издевательствам по месту учебы, и с представителями организаций, которые борются с такими издевательствами. Историй травли, о которых они рассказали, оказалось множество. Ранее Борн признала, что государственные органы прикладывают недостаточно усилий для решения проблемы «буллинга» в стране.
Самая громкая история невнимания властей к проблеме, конечно, имела место в Пуасси. Ведь жизнь 15-летнего Николаса (фамилии самоубийц во Франции не разглашают) можно было спасти. Дело в том, что родители подростка отправляли письмо в руководство департамента Ивелин с просьбой обратить внимание на плохое отношение к их сыну в школе. Однако в ответ они получили весьма неожиданную реакцию: им стали угрожать. Местные органы власти обвинили родителей Николаса в клевете на школьную администрацию и заявили, что за свои жалобы они якобы по закону могут получить штраф в размере 45 тыс. евро и тюремный срок до пяти лет. Похоже, чиновникам просто очень не хотелось выносить сор из избы и портить репутацию муниципальных учебных заведений скандалом. После этого отчаявшиеся родители решили перевести своего сына в другую школу. Но, как выяснилось, поздно: перенесенную моральную травму парень не смог пережить. Министр образования Габриэл Атталь признал поведение работников его ведомства в данной ситуации позорным.
Именно действия местных властей заставили государство обратить особое внимание на проблему. Тем более что самоубийство в Пуасси было не первым подобным трагическим инцидентом в этом году. Большой резонанс вызвала гибель 13-летней девочки. Она покончила жизнь самоубийством после травли как в школе, так и вне ее пределов – в соцсетях. Попытки ее родителей добиться защиты ребенка у школьных руководителей и других инстанций не находили отклика.
Таким образом, даже в такой помешанной на политкорректности стране как Франция в ряде случаев местным властям и руководству педагогического состава было проще проигнорировать проблему, чем пытаться ее решить, вмешиваясь в жизнь класса. Хотя в России – лидере по самоубийствам в Европе наравне с Литвой и Финляндией – ситуация точно не лучше.
«Во французской печати эта тема действительно стала очень актуальной. Непросто сказать, насколько Франция лучше или хуже в этом вопросе, чем ее соседи, но проблема травли в школах точно усугубляется разным уровнем жизни в районах. Трудности часто возникают в учебных заведениях со смешанным этническим и конфессиональным составом», – поясняет ведущий научный сотрудник отдела социальных и политических исследований Института Европы РАН Сергей Федоров.
В разговоре с «НГ» он отметил, что в ряде районов существует даже проблема применения насилия по отношению к педагогам.
«Разумеется, в таких учебных заведениях желающих преподавать немного, что только усиливает проблемы. Возможно, в такой ситуации могло бы помочь принятие закона, который заставлял бы родителей нести повышенную юридическую ответственность за своих детей», – считает Федоров.