Британский король Карл III и президент Франции Эмманюэль Макрон встретились у Триумфальной арки. Фото Reuters |
Королевскую пару у Триумфальной арки встретили президент Франции Эмманюэль Макрон и его супруга Бриджит. На фоне темных костюмов мужчин Бриджит и королева-консорт в розовом платье и шляпе выделялись особо. Впрочем, вчетвером первые леди и их супруги оставались недолго, практически сразу главы государств остались друг с другом и перешли к церемониальной части. Она включала в себя много моментов, ключевой из которых зажжение вечного огня у могилы Неизвестного солдата.
Визит имеет не только важное символическое, но и практическое значение. За последние годы отношения Парижа и Лондона успели сильно ухудшиться. Во многом это результат выхода страны из ЕС и заслуга кабинета Бориса Джонсона, не желавшего смягчать последствия этого выхода для контактов двух стран. Франция особо ревностно настаивала на том, чтобы после брекзита Соединенное Королевство не сохранило никаких преференций в сфере торговли и бизнеса. Попытки экс-премьера Джонсона продавить максимально выгодные Лондону условия, скажем, по правилам рыболовства, не способствовали выработке компромисса. Предметами споров все еще остаются миграционная проблема и охрана Ла-Маншаот попыток нелегалов доплыть до британских берегов.
С 2022 года, когда Сунак стал премьером, ситуация стала меняться. Судя по опросам, британское общество постепенно приходит к пониманию, что выход из ЕС скорее был ошибкой, которую надо адекватным образом исправить. Появился даже термин: «темные страницы» брекзита. Имеются в виду проблемы, появившиеся из-за разрыва некоторых контактов с ЕС и Францией. Еще в марте Сунак встретился с Макроном. До этого британские премьеры и французский президент обычно пересекались на полях «большой двадцатки». Одним из важных шагов по сближению двух стран стало развитие научного сотрудничества. Примечательно возвращение Великобритании в проекты Horizon Europe и Copernicus, которые позволят британским ученым вести исследования в космической сфере и получать гранты.
Ожидается, что король и президент обсудят ситуацию в Украине, Ливии, а также миграционные проблемы не только в свете положения на Ла-Манше, но и того, что происходит на итальянском острове Лампедуза (см. «НГ» от 17.09.23).
Поездка британского монарха планировалась еще весной, однако из-за беспорядков во Франции, связанных с проведением пенсионной реформы, было принято решение отложить визит. Его программа при этом была практически оставлена без изменений. А вот контекст поменялся. Прямо во время королевского визита во Францию Сунак созвал экстренное заседание кабмина с целью снизить планку требований к скорости перехода к так называемой зеленой энергетике, то есть к достижению нулевого уровня выбросов углеводородов к 2050 году. Это можно считать в определенной степени ударом по монарху, пусть и неумышленным..
Ведь в ходе визита будут обсуждены и зеленый переход, и борьба с изменением климата. Короля всегда волновала экологическая повестка, он является покровителем многих организаций, занимающихся данной проблемой, а также Фонда принца Чарльза, занимающегося архитектурой и развитием городской среды и инфраструктуры. А в начале 90-х годов прошлого века он помогал проводить саммит Земли в Рио-де-Жанейро и вообще был одним из зачинателей зеленых конференций и деклараций. Важная роль в этом направлении принадлежит и Франции.
Старший научный сотрудник Центра британских исследований Института Европы РАН Олег Охошин в разговоре с «НГ» сказал, что визит стал закономерным продолжением усилий нынешнего британского правительства по нормализации отношений двух стран.
«При Джонсоне и Элизабет Трасс отношения стали совсем плохие и едва не началась торговая война, особенно после попыток первого нарушить правила торговли, в частности довезти без проверок мясные изделия из Соединенного Королевства в Евросоюз», – напоминает Охошин.
Эксперт добавил, что сейчас для Великобритании особенно важны французские специалисты по атомной энергетике: они способны установить новые реакторы, необходимые для британской атомной энергетики, которая не так развита, как французская.
«Также если говорить о Евросоюзе, то важно сотрудничество в сферах образования, науки и техники и в сфере информационной безопасности. Не стоит забывать и о желании Лондона и Парижа стать хабами по распределению нероссийского, прежде всего норвежского, газа для остальной Европы», – считает эксперт.