Фицо и его партия SMER пользуются поддержкой избирателей, но власть могут так и не получить. Фото с сайта www.strana-smer.sk |
Парламентские выборы пройдут 30 сентября, но уже сейчас на Западе начали опасаться того, что Словакия может стать второй Венгрией в вопросе противодействия антироссийским санкциям и особенно в вопросе снабжения украинской армии. Несмотря на то что западные СМИ называют SMER популистской партией, она уже не раз одерживала победы на раздробленном политическом поле Словакии. Фицо занимал пост премьера с 2006 по 2010 год, а потом с 2012 по 2018 год. Он – противник антироссийских санкций и отправки вооружения Украине. Фицо готов блокировать потенциальное вступление страны в блок НАТО, в который Словакия входит.
Глава правительства в период с 2021 по 2023 год Эдуард Хегер был, наоборот, большим сторонником активной поддержки украинцев. Именно при нем Словакия стала второй страной после Польши, согласившейся предоставить Украине истребители МиГ-29. Вместе с тем у него были непростые отношения с союзниками по коалиции, которые в итоге вылились в политический кризис. Несмотря на вотум недоверия, вынесенный в декабре 2022 года, Хегер все же остался исполняющим обязанности премьера. Только в мае его сменил Людовит Одор, возглавивший так называемое правительство общественного доверия – то есть «технический» кабинет, где министерские посты временно занимают профессионалы, не представляющие какие-либо партии. Внеочередные выборы должны, по идее, дать стране легитимное правительство и окончательно завершить кризис.
При Одоре Словакия ввела эмбарго на импорт украинского зерна, как это сделали в Польше и Венгрии. При Фицо она может пойти еще дальше и вовсе отказаться от поддержки Украины. Опросы который месяц фиксируют устойчивое преимущество SMER перед оппонентами. Но сможет ли она сформировать правительство и будет ли это правительство большинства, остается вопросом. По данным различных опросов, проводившихся в сентябре, SMER может получить 19–22% голосов, а ближайшие преследователи – левая проевропейская «Прогрессивная Словакия» – 15–18%. Следует отметить, что Словакия – одна из немногих стран ЕС, где нет четких проукраинских симпатий. По данным AP, 51% опрошенных словаков считают виновными в конфликте России и Украины страны Запада или саму Украину.
Противников Фицо вдохновляет пример соседней Чехии, где во время парламентских выборов оппозиция объединилась в коалицию «Вместе» (Spolu) против Андрея Бабиша, нанеся ему поражение и приведя в кресло премьера Петра Фиалу. Такой вариант не исключен и сейчас, отмечают эксперты.
«Многое зависит от того, как выступят небольшие партии-партнеры главных политических сил. В случае «Курса – социальной демократии» (SMER) это вопрос о том, сколько голосов получат партия «Республика» и Словацкая национальная партия. Но и в программе SMER не так все однозначно», – утверждает ведущий научный сотрудник Центра Вишеградских исследований Института Европы РАН Михаил Ведерников.
В разговоре с «НГ» он подчеркнул, что в SMER все равно считают страну частью евро-атлантического пространства. Гуманитарные, а не военные поставки в Украину там отменять отнюдь не собираются.
«А вот у Словацкой национальной партии как раз программа полноценной поддержки России. В ней сказано о необходимости выстраивать крепкие отношения с Москвой, получая выгоды от российских энергоносителей. Но получит ли она необходимое для попадания в парламент число голосов, сказать сложно, равно как и то, получится ли у Фицо сформировать правительство большинства, меньшинства или вообще какое бы то ни было правительство», – считает Ведерников.