Помощник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан – главный гость встречи в Копенгагене. Фото Reuters
В Копенгагене прошла двухдневная встреча помощников и советников по национальной безопасности, часть из которых представляла Запад, часть – то, что в англоязычной литературе все чаще именуется Глобальным Югом. В числе последних были гости из Индии, Южной Африки и Бразилии. Три страны наряду с Китаем и Россией являются частью неформального клуба БРИКС. Как сообщается, участники встречи в датской столице обсуждали сотрудничество, направленное на поддержку Украины. Одних убеждали присоединиться к антироссийской коалиции, другим предлагали более активно в ней участвовать.
В самой Украине встречу 24–25 июня рассматривают как воплощение идеи Владимира Зеленского, высказанной им 22 мая, на саммите G7 в Японии. Он предложил провести, по существу, конференцию с участием как можно большего числа стран мира. Там, по мысли украинского лидера, должна быть выражена коллективная поддержка официального Киева в его противостоянии РФ. Это мероприятие Зеленский нарек двумя наименованиями («саммит формулы мира», по названию десяти пунктов окончания конфликта, предложенных украинским лидером, и «саммит большинства») и призвал провести в июле, когда российско-украинскому вооруженному конфликту исполнится 500 дней. В Копенгагене предполагалось определить точную дату.
В Вашингтоне и Брюсселе Зеленского в целом поддержали. Судя по тому, что сообщается о встрече в датской столице, ее фактическим организатором были США. По данным Financial Times, договоренность о ней была достигнута в ходе переговоров Джозефа Байдена и датского премьер-министра Метте Фредериксен, которые состоялись недавно в Вашингтоне.
Встреча прошла в Министерстве иностранных дел Дании. Каких-либо официальных договоренностей там не было заключено, что неудивительно: она носила неформальный характер. В частности, для прессы так и осталась неизвестной точная дата, когда состоится «саммит формулы мира». Wall Street Journal утверждает лишь, что его планируется провести до саммита НАТО в Вильнюсе. То есть до 11–12 июля. Предположительно, он пройдет в Париже. Во всяком случае, президент Франции Эмманюэль Макрон высказал желание принять «саммит формулы мира». Впрочем, назывались и другие страны: Швеция, Дания и, наконец, Украина. Проведение «саммита формулы мира» в этой стране глава офиса украинского президента Андрей Ермак назвал «наиболее желанным для нас вариантом».
Но больше принятых решений встреча в Копенгагене была примечательна составом ее участников. Белый дом на ней представляли помощник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан и заместитель госсекретаря по политическим вопросам Виктория Нуланд. Оба в значительной мере курируют украинское направление американской внешней политики, но, так сказать, специалистами узкого профиля их назвать нельзя. Ермак написал в соцсети, что, кроме его страны, Дании и США, во встрече в Копенгагене участвовали представители Бразилии, Великобритании, Евросоюза, Италии, Индии, Канады, Германии, Южной Африки, Саудовской Аравии, Турции, Франции и Японии. Китай, которому также было направлено приглашение, в датскую столицу своего представителя не прислал. Если бы прислал – можно было бы сказать, что в Копенгагене встретились посланцы советов национальной безопасности от двух международных клубов. Это G7 (в «большую семерку», напомним, входят США, Великобритания, Италия, Германия, Канада, Франция и Япония, а в саммитах порой участвует и Евросоюз) и БРИКС, но без России (Турция и Саудовская Аравия планируют в обозримом будущем подать заявки на участие в этом клубе).
Неудачей американской дипломатии можно признать то, что во встрече в Копенгагене не участвовала КНР. Признаки того, что Китай готов кардинально поменять свое отношение к российско-украинскому конфликту, определенно были. Вспомним хотя бы голосование 26 апреля на Генеральной Ассамблее ООН по резолюции о сотрудничестве с Советом Европы, в которой осуждались действия РФ в Украине. Среди стран, проголосовавших за документ, был и Китай. Это первый случай, когда Пекин поддержал антироссийскую резолюцию по Украине. Однако идти дальше в КНР не захотели. Иное дело – Индия. Страна, также поддержавшая апрельскую резолюцию Генассамблеи ООН, все более тесно сотрудничает с США и ЕС по украинскому вопросу. Это ярко проявилось в ходе недавнего визита в Вашингтон премьер-министра Индии Нарендры Моди. По итогам его переговоров с Байденом было принято совместное заявление. В нем отмечалось, что обе страны «обязуются оказывать постоянную гуманитарную помощь народу Украины» и призывают «к уважению международного права, принципов Устава ООН, территориальной целостности и суверенитета», а также соглашаются с «важностью постконфликтного восстановления в Украине». Там же, в Вашингтоне, Моди заявил о том, что индийский представитель примет участие во встрече в Копенгагене. Для РФ это плохой сигнал: Индия является крупнейшим покупателем российской нефти, гораздо более серьезным, чем Китай.