Потенциальные покупатели танков «Меркава» – страны Восточной Европы. Фото со страницы Армии обороны Израиля в Twitter
В Израиле обсуждают последствия продажи танков «Меркава» покупателям в Европе. Переговоры о первой в истории поставке этому региону 200 единиц бронетехники не достигли стадии сделки, однако успели создать интригу вокруг возможных перемен в политике правительства Биньямина Нетаньяху, ранее предпочитавшего избегать трений с Россией в особо деликатных вопросах оружейного экспорта. Несмотря на то что Киев вряд ли окажется непосредственным приобретателем «Меркав», проблема их потенциальной продажи не может не быть связана с ситуацией в Украине.
Спор вокруг направлений оружейного экспорта стал фоном военного обострения в районе Дженина, обнажившего масштабы сопротивления силам Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) на севере Западного берега реки Иордан.
Изнурительные столкновения в лагере беженцев, которые привели к жертвам среди палестинского населения, усилили голоса тех представителей правительства Нетаньяху, которые уже долгое время высказывались в пользу запуска полноформатной операции на этих территориях.
В подобных обстоятельствах офицерское звено ЦАХАЛ поделилось с порталом Walla своими опасениями, что в условиях растущего риска новой конфронтации готовность Израиля к реализации беспрецедентного контракта на продажу бронетехники – особенно без компенсационного наращивания темпов производства – откроет брешь в военных возможностях страны. Это, подчеркнули они, очень опасно на фоне подозрений, что военизированные формирования в Ливане, Сирии и Палестине готовы включиться в военную кампанию синхронно.
В фокус внимания израильская оборонная промышленность попала в эти дни после подтвержденных отделом экспорта ЦАХАЛ сообщений о переговорах с двумя неназванными странами Европы по поводу первой продажи региону десятков «Меркав». Почти три десятилетия с момента выпуска в 1979 году представители этого танкового семейства оставались одним из наиболее недоступных для зарубежных покупателей продуктов – во многом из-за нежелания раскрывать технологии. Первый контракт достался в 2014 году Сингапуру.
Согласие израильской стороны ответить на аппетиты европейского рынка в этом случае зримо вписалось бы в набирающую обороты тенденцию на расширение сбыта ее вооружений. По официальным оценкам, за минувший год еврейское государство нарастило экспорт оборонной продукции почти на 50% по сравнению с показателями трехлетней давности. Доля покупателей из Евросоюза в этих контрактах составила 29%. Спрос с их стороны специалисты ЦАХАЛ откровенно связывают с последствиями боевых действий в Украине.
Однако дополнительный интерес к кругу возможных приобретателей «Меркав» стимулировал материал в германском еженедельнике Stern, в котором утверждалось, что конечным получателем танков опосредованно окажется Киев. К таким же предположениям склонялись и эксперты некоторых ивритоязычных изданий. Подобный ход со стороны Израиля обозначил бы беспрецедентный сдвиг в его политике оружейного экспорта, которая до настоящего момента избегала инициатив, таящих в себе открытый потенциал конфликта с интересами России.
Подходы правительства Нетаньяху к контактам с Москвой уже долгое время контрастируют с политикой условного Запада. В этом месяце МИД РФ объявил о заключении с муниципалитетом Иерусалима сделки по урегулированию российских прав на один из земельных участков, где будет открыта секция консульского отдела. Несмотря на то что местные эксперты склонны приуменьшать политическое значение договора, российское посольство полагает, что он «служит дальнейшему укреплению дружественных многоплановых отношений» между странами.
Вместе с тем трудно не заметить, что факторообразующим явлением в российско-израильских отношениях постепенно становится беспокойство ЦАХАЛ уровнем военно-технического сотрудничества (ВТС) между Москвой и Тегераном. В последние месяцы внимание израильтян приковано к тому, получит ли Иран доступ к технике западного производства, захваченной Россией в зоне спецоперации. Они опасаются, что противник воспроизведет некоторые образцы через обратный инжиниринг и оснастит реплицированными моделями союзные силы в регионе.
Если представители израильской военной элиты действительно разделяют эти мысли, это, вероятно, может послужить контраргументом против прямых поставок «Меркав» Киеву.
В разговоре с «НГ» бывший депутат израильского парламента и глава международного экспертного центра ICES Александр Цинкер обращает внимание на то, что возможные переговоры о продаже касаются «Меркав» второго и третьего поколений, в то время как ЦАХАЛ использует более современную версию, «Меркава-4». «Для справки: танки «Меркава-2» были убраны из кадровых частей ЦАХАЛ в 2016 году, а танки «Меркава-3» – в 2021-м, но до сих пор составляют главную часть резерва», – пояснил аналитик. По его словам, если такой диалог и ведется, то он еще не достиг стадии сделки и не прошел утверждение в Минобороны Израиля.
«Более того, ряд офицеров ЦАХАЛ считают, что продажа танков «Меркава-3» без увеличения темпов производства танков четвертого поколения и танков «Барак» приведет к ослаблению армии при одновременном нарастании военных угроз из Ливана, Сирии, Иудеи и Самарии, а также из сектора Газа», – отметил собеседник «НГ». Он напомнил, что США по-прежнему убеждают Израиль в необходимости нарастить объемы помощи Украине. Этому в том числе была посвящена недавняя встреча в Брюсселе между главой Пентагона Ллойдом Остином и министром обороны Израиля Йоавом Галантом.
«Галант дал понять Остину, как далеко может зайти поддержка Киева. Со стороны Израиля она не будет выходить за пределы гуманитарных и оборонительных возможностей», – пояснил Цинкер. Отдельно собеседник «НГ» обратил внимание на сообщение 12-го канала, в котором говорится, что между Россией и Израилем действуют джентльменские договоренности, якобы исключающие поставку продвинутой боевой техники Ирану в обмен на готовность Израиля сохранить статус-кво в ситуации вокруг своего оружейного экспорта. Если дисбаланс в российско-иранском ВТС будет слишком велик, это осложнит договоренность, дает понять 12-й канал.
«В принципе можно предположить, что сообщения, которые муссируют израильские и мировые СМИ, о возможных поставках Украине танков «Меркава» являются пока только средством давления на Россию с целью поддержания договоренности сторон, если такая существует», – заявил Цинкер.
В свою очередь, старший научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Юрий Лямин обозначил в разговоре с «НГ» круг заинтересованных в новой бронетехнике стран ЕС: «Потенциальными покупателями танков «Меркава» второго и третьего поколений среди членов Евросоюза могут стать в первую очередь некоторые страны Восточной Европы и Балканского полуострова, которые хотят заменить остающиеся на вооружении советские танки Т-72 и местные варианты, выпускавшиеся когда-то по лицензии в Польше и бывших Чехословакии и Югославии, а также Кипр, у которого на вооружении есть более 80 танков Т-80У/УК».
По словам аналитика, эти модели сохраняют пригодность, особенно Т-80 у Кипра: они были поставлены в 1996–1997-м и 2010–2011-м, но для них все сложнее достать запчасти. «А США и Евросоюз в первую очередь оказывают давление на страны, имеющие технику советского образца, чтобы те передавали ее Украине с получением соответствующей компенсации», – пояснил собеседник «НГ». По его словам, в этой ситуации закупка «Меркав» будет напрямую увязана с поставками высвобождающейся техники в Украину. «Допустим, тот же Кипр, Хорватия или Словакия передадут Украине имеющиеся у них танки и произведут закупку танков «Меркава» за счет полученной компенсации из Европейского фонда мира», – предположил Лямин.