Фото Reuters
Германская федеральная прокуратура в Карлсруэ сообщила о проведении в начале июня обыска в квартире в городе Франкфурт-на-Одере в связи со взрывом на газопроводах «Северный поток». Речь идет о квартире бывшей спутницы украинского военнослужащего, фамилия которого не называется. Он подозревается в участии в подрыве газопроводов. Если подозрения подтвердятся, то перед Берлином встанет вопрос о дальнейшей поддержке Украины.
Предполагается, что украинский военнослужащий во время подготовки взрывов находился на парусной яхте «Андромеда», с которой якобы в зону пролегания газопроводов была доставлена взрывчатка. Яхта приписана к общине Бреге на немецком острове Рюген. В настоящее время этот военнослужащий якобы находится на передовой линии украинско-российского вооруженного противостояния.
По словам главы германской внешней разведки BND Бруно Кала, вряд ли стоит ожидать скорого выяснения в ходе расследования взрывов газопроводов, кто за ними стоит и кто был исполнителем диверсии. Как он сказал в своем выступлении перед слушателями Федеральной академии безопасности, «ни одна страна мира, ни одна спецслужба на сегодня не в состоянии выяснить, кто был исполнителем и кого можно было исключить из круга подозреваемых».
Тем не менее, как считают немецкие массмедиа, проводившие собственное расследование, следы ведут в Украину. Речь идет о так называемых фирмах – почтовых ящиках и об одном лице, тесно связанном с украинскими военными кругами. По данным немецкого информагентства n-tv, следы ведут именно к украинским военным кругам. Но ни федеральная прокуратура, ни правительство не комментируют эти предположения.
Если подозрения об участии украинских официальных кругов в подрыве газопроводов подтвердятся, то перед Берлином встанет вопрос относительно дальнейшей поддержки Киева поставками вооружений и оказанием финансовой помощи. Агентство приводит слова украинского президента Владимира Зеленского, который называет подобные подозрения «смешными». Но n-tv напоминает, что первоначально Киев отрицал свое участие в подрыве Крымского моста, а потом украинские спецслужбы признались в этом. В этой связи агентство пишет, что взрыв могли устроить «партизанские группы», подобные тем, которые на днях осуществили нападение на Белгородскую область.
Напомним, три из четырех ниток газопровода «Северный поток» были взорваны в сентябре 2022 года неподалеку от датского острова Борнхольм. Расследованием взрывов занимаются прокуратуры Германии, Дании и Швеции. Пока один из реальных следов ведет к парусной яхте «Андромеда», которая была нанята украинской гражданкой, являющейся владелицей польской фирмы – почтового ящика, выдававшей себя за туристическое бюро. У фирмы долгое время не было практически никаких оборотов, но вдруг в 2020 году она показала в финансовых документах поступление почти 3 млн евро. И именно эта яхта незадолго до взрывов появлялась в районе расположения газопроводов.
Другая версия предполагает, что взрывчатка была заложена во время натовских учений BALTOPS в этом районе, а потом дистанционно приведена в действие. Еще одна версия говорит об организации диверсии с помощью подводных дронов. Причем Москва настаивает, что за этими версиями стоят США и Великобритания.
8 февраля 2023 года американский журналист-расследователь Сеймур Херш обвинил в организации взрывов на газопроводах США и Норвегию, которым устранение конкурентов в поставках газа было экономически выгодно. Во всяком случае, 8 февраля 2022 года Второй немецкий телеканал передал слова президента США Джозефа Байдена на встрече с канцлером Олафом Шольцем о том, что в случае боевых действий России с Украиной у «Северного потока – 2» будущего не будет. Конечно, эти слова можно интерпретировать по-разному, в том числе и как прямую угрозу газопроводу.
Основная проблема в доказательстве версии с яхтой связана с доставкой на объект (то есть к газопроводам) сотен килограммов взрывчатки и точное определение месторасположения газопроводов. Разумеется, «партизанской группе», как первоначально утверждалось при обсуждении украинского следа, это было бы невозможно сделать. О том, что за взрывами должны стоять государственные службы, понимают уже все ведущие расследование страны.
Но прежде всего пока неизвестен тип использовавшейся взрывчатки. Пути ее доставки к месту диверсии в зависимости от этого могли быть различными, в том числе и подводными дронами. С другой стороны, координаты проложенных газопроводов вполне могли быть получены от заинтересованной стороны. А в этом качестве могли выступать и подозреваемые Хершем американцы, и норвежцы, или данные были получены шпионским путем от компетентных органов Германии или Дании. Не секрет, что на территории Германии действует и британская спецслужба MI6, и ЦРУ, а может быть, и украинская разведка.
Координировать установку взрывчатки и ее подготовку к взрыву вполне могли и легководолазы с яхты, тем более что ее пребывание в данном районе накануне диверсии уже доказано. Спуститься на глубину 80 м сейчас уже можно и в акваланге. Во всяком случае, эксперименты с погружением в специально переоборудованном акваланге с полузамкнутым циклом дыхания, в котором расход газа на глубине 200 м был снижен в десятки раз благодаря многократной очистке и повторному использованию выдыхаемой смеси, проводились еще Гансом Келлером в 1960–1970-х годах.
Для погружения на глубину до 100 м сейчас применяют воздушно-кислородное снаряжение, при котором дышат воздушно-гелиевыми смесями. Конечно, при погружении на глубину даже до 100 м требуются вспомогательные устройства. Но их, впрочем, легко можно разместить на рыболовецких судах, которых в этих водах всегда бывает в достаточном количестве, не говоря уже о яхте.
Берлин