На фото Феликс Кляйн. Фото Reuters |
Кляйн, юрист по образованию и профессиональный дипломат, занял пост уполномоченного по антисемитизму в 2018 году по предложению Центрального совета евреев в Германии. Заявление о наличии связи между событиями в Украине и ростом антисемитизма он объяснил тем, что, когда люди сталкиваются с трудностями из-за получения, например, больших счетов за электроэнергию и отопление, они начинают искать виновного. И нередко прибегают к «теориям заговоров» с антисемитской начинкой.
Неслучайно предыдущий всплеск зафиксированных антисемитских выступлений (в том числе нападений на синагоги или на отдельных граждан с кипой на голове) пришелся на 2021–2022 годы, то есть на разгар пандемии коронавируса с ее жесткими ограничениями, дороговизной и социальной напряженностью.
Кляйн сослался на анализ ситуации с антисемитизмом, подготовленным Фондом Отто Бреннера, близкого к профсоюзу металлистов IG Metall. В нем отмечается, что антисемитизм в Германии проявляется не только в выступлениях правых радикалов и исламистов, но и в так называемой прогрессивной среде, искусстве и культуре. В этой связи приводится пример художественной выставки Dokumenta в Касселе, которая продолжалась 100 дней и вызвала острую дискуссию. Дебаты развернулись по теме «Свобода искусства или антисемитизм». Дело в том, что в выставке принимали участие художники из Африки и Азии, среди которых были члены антиизраильского движения BDS (Boycott, Divestment and Sanction), которое призывает к изоляции еврейского государства в экономическом, культурном и политическом плане из-за «оккупации и колонизации арабских территорий». Некоторые художники вывесили на экспозиции антиизраильские баннеры. Примечательно, что выставка проводилась за счет федеральных средств, и в этом массмедиа обвинили ответственную в правительстве ФРГ за вопросы культуры Клаудию Рот («Зеленые»).
В исследовании фонда под названием «Антисемитизм: старая опасность с новыми лицами» говорится, что наряду с антисемитизмом, который увязывается с анитиизраильскими настроениями, в Германии бытует «повседневный антисемитизм в головах». Утверждается, что отрицательное отношение к евреям характерно для всего общества, всех социальных слоев и возрастных групп.
По оценке профессора Беаты Кюппер из Высшей школы Ниедеррейн, антисемитизм в Германии имеет тысячелетнюю историю, и его надо рассматривать как часть немецкой культуры в негативном смысле. Антисемитом, утверждает она, в Германии никто не рождается, им становятся в процессе социализации. Кюппер приводит примеры, когда слова, пришедшие в немецкий из идиш и имеющие уничижительное или дискриминирующее значение, активно применяются журналистами и даже политиками, которые, как она считает, могут этого и не осознавать.
Несмотря на гигантскую работу по денацификации, проделанную в Германии после Второй мировой войны, считает Кюппер, «национал-социалистическое наследие еще в достаточной степени ощущается». В исследовании приводятся данные социал-демократического Фонда Фридриха Эберта, датированные 2020 и 2021 годами, о том, что примерно 7,5% опрошенных немцев исповедуют классические антисемитские взгляды, а около 14% частично подвергнуты влиянию антисемитизма. При опросе с упоминанием Израиля результаты возрастали соответственно до 13,4 и 30%.
Скорее всего именно наличие антисемитского атавизма, как считает Кляйн, ведет к тому, что порог к применению насилия вплоть до террористических актов в отношении евреев в Германии снижается. Наглядным примером служит покушение на массовое убийство евреев в городе Галле 9 октября 2019 года во время празднования Йом Кипур. В этот день правый экстремист Стефан Баллет пытался проникнуть в синагогу, чтобы устроить резню. Как отмечает Кляйн, преступник радикализировался в социальных сетях и решил совершить террористический акт.
В этой связи уполномоченный по антисемитизму обращает внимание на школы. В этих учебных заведениях, заявил он, антисемитизм исходит не только от школьников, его носителями нередко являются учителя. В интервью Кляйн призвал взять под особый контроль ситуацию в школах и реагировать на все проявления антисемитизма. Он потребовал обязательно извещать о подобных случаях руководство школы, организовать спецсеминары для учителей и проверить учебники на наличие антисемитизма.
Берлин