0
3640
Газета В мире Печатная версия

15.05.2023 19:51:00

Исход выборов президента Турции в руках прагматичного националиста

Победа Эрдогана укрепит его международный имидж, но ослабит экономику

Тэги: турция, всеобщие выборы, президент, претенденты, эрдоган, кылычдароглу, оган, второй тур


турция, всеобщие выборы, президент, претенденты, эрдоган, кылычдароглу, оган, второй тур Синан Оган и Кемаль Кылычдароглу могут договориться о взаимной лояльности во втором туре выборов. Фото со страницы Республиканской народной партии Турции в Flickr

Выход президентских выборов в Турции во второй раунд сыграет на руку действующему лидеру Реджепу Тайипу Эрдогану, считают его сторонники и независимые эксперты. В числе преимуществ главы Партии справедливости и развития (ПСР) – психологическая атмосфера, сложившаяся после успеха его соратников в гонке за парламент, и открытость третьего кандидата в президенты, националиста Синана Огана к прагматичному торгу. Несмотря на то что видимость борьбы способна укрепить доверие к Эрдогану за рубежом, его возможная победа 28 мая скорее всего нанесет удар по экономике.

Ход всеобщих выборов в Турции в эти выходные находился в фокусе внимания Кремля, подтвердил 15 мая пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков. По его словам, с Анкарой у Москвы налажено «сотрудничество, которое носит истинно взаимовыгодный характер», именно поэтому за ситуацией следили с большим интересом. «Турция – это зрелая демократия, сильная суверенная страна, которая, конечно, в состоянии обеспечить проведение прозрачных демократических выборов, транспарентных выборов», – в то же время подчеркнул Песков. Он выразил надежду на то, что в постэлекторальный период российско-турецкое взаимодействие «будет продолжаться, углубляться и расширяться». Несмотря на то что существенный отрыв (4–5%) Эрдогана от своего основного соперника, председателя Республиканской народной партии (РНП) Кемаля Кылычдароглу нанес удар по ожиданиям западных социологов, в лагере возглавляемой президентом ПСР не было никакого удивления, утверждают источники издания Middle East Eye в турецком истеблишменте. По их словам, семь внутренних соцопросов, проведенных ПСР в течение последнего месяца, продемонстрировали, что Эрдоган действительно опережает оппозиционного политика на два-три очка и что второй тур вполне возможен.

Согласно оценкам издания, решающий раунд 28 мая скорее всего обернется переизбранием лидера Турции.

96-2-1480.jpg
Турецкий рынок нервно отреагировал
уже на первые результаты голосования.
Фото Reuters
Оппозиция публично признала необходимость второго тура. Но, по словам критиков, на избирательных участках, где оппозиция должна была набрать наибольшее число голосов, важная часть данных не была опубликована из-за постоянной подачи жалоб сторонниками ПСР. Очевидцы уверяют: были прецеденты, когда содержимое урн для голосования пересчитывали по семь и более раз. «Вы блокируете волю Турции. Вы не можете предотвратить произошедшее с помощью возражений», – заявлял Кылычдароглу.

Турецкий рынок нервно отреагировал на первые результаты голосования. Основной фондовый индекс республики Borsa Istanbul 100 (BIST 100) утром 15 мая рухнул на 6,39%, до 4489,58 пункта, чуть позже замедлив спад. «Это большое разочарование для инвесторов, надеявшихся на победу Кылычдароглу и обещанный им возврат к общепринятой экономической политике», – рассказывал новостным агентствам глава отдела исследований на рынке акций в компании Tellimer Хаснаин Малик. Негативную симптоматику показал и валютный рынок: наутро после закрытия избирательных участков курс турецкой лиры показал небольшое снижение по отношению к доллару.

В майском докладе вашингтонского Института Ближнего Востока (MEI), посвященном возможным сценариям выборов, отмечается, что победа Эрдогана во втором туре – даже при слабых результатах ПСР в парламенте – нанесет удар по национальной экономике. «Из-за обещания Эрдогана сохранить экономический курс спрос на твердую валюту подскочит, и это вызовет валютный шок, – отмечается в исследовании. – Любая попытка Эрдогана свернуть свою экономическую политику уменьшит только масштаб потрясений. Независимо от того, кто отвечает за Министерство казначейства и финансов и Центробанк Турции, рынок все равно будет знать, кто остается лицом, принимающим решения».

Исследователи не исключают, что в этом случае официальные ограничения на движение капитала в Турции ужесточатся. «Для их реализации потребуется авторитарная социальная политика, – перечисляют авторы доклада. – Будут предприняты усилия по развитию более тесных отношений с альтернативными источниками внешнего финансирования». В числе этих источников в последнее время принято выделять те страны арабского мира, с которыми Турции удалось восстановить отношения после многолетней региональной конфронтации. В конце этого сценария аналитики MEI дают неутешительный прогноз: «Затянувшийся экономический кризис перерастет в серьезную рецессию».

Выход президентской гонки во второй тур, безусловно, послужит интересам Эрдогана, отметил в разговоре с «НГ» независимый турецкий политолог Керим Хас. В числе преимуществ действующего главы государства аналитик назвал ситуацию вокруг Синана Огана, за которого проголосовали свыше 2,8 млн избирателей (около 5,2% поддержки). Его электорат будет основным предметом борьбы между Эрдоганом и Кылычдароглу в эти недели. «Оган как-то в прямом эфире сказал, что если выборы выйдут во второй тур, то он готов к торгу с Эрдоганом и Кылычдароглу. Он очень прагматичный националист. Купить лояльность таких людей легко. И у Эрдогана больше возможностей: например, предложить ему какой-то пост», – обратил внимание Хас.

Другим важным фактором собеседник «НГ» считает последствия парламентских выборов, по итогам которых ПСР и ее союзники получили большинство мандатов. «На этом фоне Эрдогану легче пропагандировать то, что его победа в президентской гонке будет ключом к решению экономических проблем, – рассуждает Хас. – Никто вдобавок к экономическому кризису не захочет кризиса политического. А в случае победы Кылычдароглу могут возникнуть проблемы между парламентом и президентом». Эксперт делает оговорку: сложившаяся после первого раунда ситуация не означает, что в Турции не было манипуляций с голосами. «Оппозиционный блок просто не смог себя эффективно вести. Его альтернативная система подсчета не сработала», – считает Хас.

По оценкам политолога, если бы действующий президент победил в первом туре, это бы поставило под вопрос его легитимность за рубежом, особенно на Западе. «А сейчас кажется, что выборы в Турции проходили как, например, выборы в Норвегии, – иронизирует собеседник «НГ». – Возможно, Эрдоган смог таким образом направить международному сообществу ложный сигнал, что в Турции работают нормальные демократические институты».

Аналитик не связывает второй тур с большими рисками для Эрдогана. В то же время он не исключает, что возможная пролонгация зерновой сделки, срок которой истекает 18 мая, может усилить позиции турецкого лидера. «Добрым жестом со стороны Москвы может стать согласие на продление инициативы», – подытожил собеседник «НГ». 


Читайте также


Первые указы Трампа не коснулись России и Украины

Первые указы Трампа не коснулись России и Украины

Данила Моисеев

Геннадий Петров

Новый президент США развил бурную деятельность во внутренней, а не во внешней политике

0
1115
Курды втягиваются в войну с Дамаском за автономию

Курды втягиваются в войну с Дамаском за автономию

Игорь Субботин

Турция готова прибегнуть к радикальному сценарию, чтобы разрушить "проект по разделу Сирии"

0
1908
Христе Фриланд прочат триумф

Христе Фриланд прочат триумф

Данила Моисеев

Политик украинского происхождения может ненадолго стать премьером Канады

0
2354
Нужна ли Абхазии президентская клятва в святилище

Нужна ли Абхазии президентская клятва в святилище

Анастасия Коскелло

На фоне кризиса жители республики потянулись к язычеству

0
6189

Другие новости