0
4730
Газета В мире Печатная версия

10.05.2023 20:35:00

Сербы сдают оружие

Вучич намерен сделать то, что не удалось ни одному президенту США

Тэги: сербия, вучич, оружейная амнистия, оппозиция


сербия, вучич, оружейная амнистия, оппозиция В акции «Сербия против насилия» участвовали тысячи человек. Фото Reuters

За два дня амнистии сербы сдали свыше 3 тыс. единиц оружия. Об этом, обращаясь к согражданам, объявил президент страны Александар Вучич. Разоружаться, отдав государству хранящиеся с 90-х годов чуть ли не в каждой сербской семье домашние арсеналы, он призвал после преступлений, потрясших в начале мая Сербию – двух массовых убийств, когда жертвами стали 16 человек.

Хорошей новостью назвал Вучич, выступая в эфире местного телеканала Pink, результаты первых дней объявленной в понедельник оружейной амнистии. Сдано свыше 3 тыс. единиц оружия и десятки тысяч патронов. Возможно, за месяц, отведенный на амнистию, сербы разоружатся. Во всяком случае, есть шанс, что все не будет как в 2003-м. Тогда, после убийства премьер-министра Зорана Джинджича, тоже объявили оружейную амнистию. Как и сейчас, ее дополнили суровыми мерами, позволяющими при малейшем намеке на использование в преступных целях конфисковать все, что стреляет.

Результат оказался более чем скромный: около 50 тыс. единиц оружия, как сданных добровольно, так и отобранных у владельцев. А по данным Small Arms Survey – проекта Института международных исследований и развития в Женеве, изучающего все аспекты применения стрелкового оружия, на руках у сербов сейчас около 3 млн стволов. Это только то, что хранится легально. А есть еще и многие тысячи незарегистрированных стволов, как купленных на черном рынке, так и привезенных с фронтов войн в бывшей Югославии.

На сегодняшний день Сербия по количеству находящегося на руках стрелкового оружия в пересчете на душу населения находится в Европе на первом месте. Если не брать охваченные боевыми действиями страны, получается, что лучше сербов вооружены только американцы. В Small Arms Survey, где приводятся эти факты, не дают им четкого объяснения. Вряд ли тягу сербов к оружию можно объяснить чем-то одним. Сказываются и недавнее беспокойное прошлое страны, и относительно мягкое законодательство, и не до конца умершие традиции: о временах, когда сербский воин приходил защищать отечество со своими ружьем и саблей, как драгоценностями, передававшимися от отца к сыну, не дают забыть не только фильмы, но и историческая память.

Вплоть до этого года сербские реалии были зримым аргументом правоты американских крайне правых, доказывающих, что количество оружия у граждан не влияет на уровень преступности. Сербия относится к числу достаточно безопасных стран Европы. В различных международных рейтингах, показывающих уровень преступности, Сербия занимает не самые высокие строчки. Тем большим шоком для всей страны стали два майских шутинга, случившихся один за другим.

Вначале 3 мая подросток открыл стрельбу по ученикам и охранникам школы в Белграде, убив восемь человек. На следующий день в деревне Дубона у г. Младеновац в прохожих стал стрелять 21-летний мужчина. В первом преступлении был использован пистолет, который малолетний убийца похитил у своего отца, купившего оружие легально. В Дубоне же стрелял автомат, видимо, приобретенный незаконно, а значит, из разряда тех, что полагается выдать по нынешней амнистии.

Противники Вучича обвиняют президента в популизме: он-де хочет использовать амнистию для самопиара и как способ снять с себя ответственность за происшедшее, упрекнув оппозицию в критиканстве. Что ж, основания считать, что трагические события в Белграде и Дубоне станут важным фактором местной политической борьбы, есть. Тысячи человек 9 мая пришли на организованный оппозицией митинг «Сербия против насилия». Его участники считали недостаточной отставку министра образования Бранко Ружича. Они настаивали на уходе с постов как минимум двух главных силовиков: министра внутренних дел Братислава Гашича и руководителя Агентства безопасности и информирования Александара Вулина. Кроме того, митингующие требовали закрытия пропрезидентских телеканалов – в том числе Pink. Звучали и прямые призывы к насилию. Ворваться в здание парламента призывал давний недруг Вучича, журналист Милован Бркич. За это он и был арестован в ночь на 10 мая. Бркич уже дал объяснение, что его призыв «арестовать и обезглавить» президента надо понимать исключительно в переносном смысле, то есть как обычное публичное оскорбление Вучича, которых на счету журналиста уже множество.

Свой контрмитинг в поддержку мер правительства против насилия глава государства назначил на 26 мая. Сторонники Вучича соберутся там же, где собирались его противники – у здания Скупщины (парламента) страны. А 27 мая руководство правящей Сербской прогрессивной партии проведет внеочередное заседание. На нем Вучич помимо своего давно анонсированного ухода с поста председателя объявит о некоторых других кадровых решениях. Может быть, среди них будут и те, которых ждет оппозиция. Тогда многие вопросы общества к Вучичу отпадут сами собой – если, конечно, две майские трагедии не стали началом печальной тенденции и Сербия из безопасной для пребывания страны становится опасной. 


Читайте также


Протесты в Грузии выдохлись за три недели

Протесты в Грузии выдохлись за три недели

Игорь Селезнёв

Работу в новом парламенте лидеры оппозиции призывают расценивать как политическое самоубийство

0
3538
В Германии определились с проведением досрочных выборов

В Германии определились с проведением досрочных выборов

Олег Никифоров

Канцлер Олаф Шольц заявил, что не хочет вовлекать страну в прямое военное столкновение с Россией

0
3258
Абхазия оказалась на пороге госпереворота

Абхазия оказалась на пороге госпереворота

Игорь Селезнёв

Власти республики испытывают внешнее давление

0
4667
Для Тихановской настало "непонятное время"

Для Тихановской настало "непонятное время"

Дмитрий Тараторин

Белорусские оппозиционеры опасаются, что приход нового президента США негативно скажется на их перспективах

0
2809

Другие новости