Кристиан Линднер переизбран председателем СвДП еще на два года. Фото Reuters
В Берлине прошел съезд Свободной демократической партии (СвДП), которая входит в правящую в Германии правительственную коалицию. В правительстве свободные демократы занимают посты министров финансов, цифровизации и транспорта, юстиции, образования и исследований. Помимо выборов руководства партии форум разбирался с причинами падения популярности СвДП среди избирателей.
За время пребывания в правительственной коалиции (с 2021 года) с «Зелеными» и социал-демократами (СДПГ) немецкие либералы «вылетели» по итогам состоявшихся земельных выборов из таких парламентов, как берлинский, саарский и нижнесаксонский. Поэтому задача съезда и самого лидера СвДП Кристиана Линднера, который был переизбран еще на два года, – показать сильные стороны проводимой партией политики. Как отмечает в связи с этим газета TAZ, Линднер поставил перед партией цель – «бороться за нелевую Германию».
Однако в действующей правительственной коалиции либералам приходилось постоянно балансировать между требованиями правительственной дисциплины и собственными интересами. Сейчас Линднер пытается убедить своих избирателей в том, что время компромиссов для него закончилось и он будет настаивать в правительстве на усилении элементов рыночной экономики. Это означает в практическом плане усиление борьбы СвДП с зеленым догматизмом министра экономики и защиты климата Роберта Хабека и сдерживание аппетитов по безмерному расширению финансирования армии со стороны министра обороны Бориса Писториуса (СДПГ).
Пока главным полем боя для либералов стали транспорт и энергетика. Министр цифровизации и транспорта Фолькер Виссинг произвел своего рода сенсацию, когда фактически наложил вето на продвигаемые Комиссией ЕС идеи по полной декарбонизации транспорта с 2035 года. И хотя достигнутый результат стал компромиссом, поскольку автомобили с двигателем внутреннего сгорания будут заправляться с этого года менее эффективным, чем бензин из ископаемой нефти, синтетическим топливом (так называемым е-fuel), Виссинг все же сохранил традиционные моторы, а следовательно, инфраструктуру и рабочие места в автомобильной промышленности всей Европы.
Он успешно препятствовал идеям немецких «Зеленых» повсеместно ввести в стране лимит скорости в 30 км/ч («Зеленые» считают, что снижение скорости сокращает вредные выбросы). Более того, либералам удалось сохранить в планах правительства строительство 144 автобанов общей протяженностью в 1 тыс. км.
В области энергетики Линднер выступил против закрытия немецких АЭС. СвДП будет теперь бороться за введение моратория на закрытие и утилизацию АЭС с тем, чтобы в случае необходимости их можно было бы снова подключить к сети. АЭС должны, согласно решению съезда СвДП, оставаться в резерве.
Линднер категорически выступил против предложенного Хабеком закона об отоплении, предусматривающего драконовые штрафы за использование иных методов отопления, чем намеченные «Зелеными» к реализации, среди которых главное место занимают тепловые насосы. В интервью телеканалу Phoenix Линднер высказался против претворения в жизнь этого законопроекта, хотя он и был уже одобрен в рамках правительственной коалиции.
Однако с самыми большими проблемами Линднер сталкивается при распределении бюджетных средств. Дело в том, что даже при рекордных налоговых поступлениях в текущем году денег на удовлетворение запросов тех или иных министров все равно не хватает. При этом Линднер при своем вступлении в должность министра финансов обязался перед избирателями не залезать в долги. В интервью газете Rheinische Post он потребовал от коллег-министров научиться бережно обходиться с деньгами. Причину бюджетных дыр Линднер усматривает в чрезмерно раздутых социальных расходах и финансировании субсидий, одобренных предыдущими правительствами. Как сказал министр, правительство своими решениями в области обороны, поддержки Украины, стабилизации социальных гарантий, перестройки энергоснабжения и модернизации инфраструктуры поставило себя перед гигантскими вызовами.
Вместе с тем Линднер исключил увеличение налогов и кредитование правительством потребностей министерств. Ожидаемые поступления в бюджет, по его словам, составят 424 млрд евро, а недофинансированными при этом остаются расходы в размере 14–18 млрд евро.
Растущие трения в кабинете министров могут поставить вопрос о дальнейшем существовании правительственной коалиции. Скорее всего главную роль в ее будущем сыграют результаты следующих земельных выборов. Они послужат индикатором настроений избирателей и вызовут ответную реакцию политиков.
Берлин