Доминику Раабу указали на дверь, невзирая на его высокий статус и авторитет. Фото Reuters
Заместитель премьер-министра, лорд-канцлер и министр юстиции Великобритании Доминик Рааб подал в отставку по итогам разбирательства о его неподобающе агрессивном поведении с подчиненными в различных министерствах, в которых он работал. Впрочем, каялся он не особенно активно и даже заявил, что выводы расследования королевского адвоката Адама Толли, по его мнению, являются ошибочными. Между тем британские СМИ задумались о том, что премьер-министр Риши Сунак, возможно, имеет не самые лучшие отношения с министрами и с этим связана данная отставка.
Пока Рааб остается членом британского парламента, хотя ряд оппонентов, в частности либеральные демократы, уже запустили петицию о том, что один из архитекторов брекзита должен покинуть и законодательный орган. Задумался над этим и парламентский комиссар по стандартам Даниэль Гринберг, поскольку поведение Рааба нарушает правила поведения члена парламента.
В расследовании Толли Рааб был признан виновным в агрессивном поведении по отношению к подчиненным в двух случаях из восьми. В частности, речь идет о конфликте Рааба с послом Британии в Испании Хью Эллиотом на предмет уступок Мадриду в Гибралтаре.
В то же время жалоб на обладателя черного пояса по карате было гораздо больше. По иронии политической игры Рааб сам заявлял, что поддерживает расследование и что если оно выяснит хоть один факт неподобающего поведения, то он сам уйдет в отставку. Сам он это сделал или нет, вопрос скорее риторический, учитывая то, что заместитель премьера всячески оправдывался в своем письме. Он даже написал буквально, что «допустимая отметка издевательств опустилась слишком низко», что вызвало дополнительную критику. Впрочем, высказываются мнения и о том, что Рааба якобы подставили силы левого политического спектра, но такие суждения в явном меньшинстве.
Виновником отставки почти все считают все же самого Рааба, замечания которому о слишком жестком подходе к подчиненным делал даже Борис Джонсон – человек, который не очень-то щепетильно относился к судьбам чиновников не самого высокого ранга. В кабинете Джонсона был еще как минимум один руководитель, относившийся к подчиненным жестко, если не жестоко – бывший министр внутренних дел Прити Пател, которую тоже упрекали в неуважительном отношении. Речь шла даже о возможном судебном разбирательстве.
И Пател, и Рааб поддержали Сунака в его предвыборной борьбе с Элизабет Трасс. Рааб – более активно. В итоге он, как и Пател, потерял должности при Трасс, но быстро вернул себе положение при Сунаке. Пател же осталась ни с чем. Так или иначе, падение заместителя премьера довольно стремительно и показывает, что Сунак не собирается защищать своих подчиненных так активно, как это делал Джонсон, даже если речь касается его заместителей. Так, бывший начальник Сунака старался защитить своего советника Доминика Каммингса во время скандала, связанного с нарушением локдауна, несмотря на то что уже тогда оба находились не в самых простых отношениях.
В частности, британским СМИ стало известно, что в готовящейся к выпуску книге, посвященной правлению Джонсона авторства Энтони Сэлдона и Рэймонд Ньюэлл, описано, что, по мнению министра внутриправительственных отношений Майкла Гоува, Каммингс был этаким «надзирателем» над менее опытным, но стремящимся проявить власть Джонсоном.
Сунак же пока проявляет себя куда менее властолюбиво. Однако Рааб, в общем, намекает премьеру на то, что в подобной ситуации почти любой сотрудник может нажаловаться на начальника и добавить якобы ненужную скандальность освещению журналистами работы правительства. Такую ситуацию он назвал «тиранией задетых чувств».
Другим претендентом на начало разбирательств является министр внутренних дел Суэлла Браверман, к стилю общения которой тоже возникают вопросы. Место заместителя премьера вместо Рааба займет секретарь кабинета министров Оливер Доуден.