В торжественной обстановке с участием глав МИД двух стран прошла церемония открытия посольства Израиля в Туркменистане. Фото со страницы Эли Коэна в Twitter
Всего лишь в 17 км от территории Ирана появилась израильская территория: глава МИД Израиля Эли Коэн открыл посольство своей страны в Ашхабаде. Он посетил не только Туркменистан, но и Азербайджан, которые тем самым сделали заявку не только на экономическое, но и на политическое сближение с его страной. В Иране за дипломатической активностью Израиля следят с явной обеспокоенностью. Однако конфликт с северными соседями – это меньшее, что сейчас нужно Тегерану.
В ходе своих визитов в Баку и Ашхабад Коэна приняли лидеры двух государств. В среду израильский министр иностранных дел провел переговоры с президентом Азербайджана Гейдаром Алиевым. А в четверг Коэн беседовал с лидером Туркменистана Сердаром Бердымухамедовым. Уже сам антураж переговоров, сопровождавшихся дружескими рукопожатиями президентов с министром, свидетельствовал о том, что отношения Израиля с двумя государствами бывшего СССР находятся в новой стадии – стадии стратегического партнерства, если не союзничества. Особенно любопытен визит в Туркменистан, который сам Коэн после беседы с Бердымухамедовым назвал историческим.
Последний раз глава внешнеполитического ведомства еврейского государства посещал Ашхабад в 1994 году. Это был Шимон Перес, политик, не боявшийся перемен в тех сферах, которым он занимался. Тогда шли переговоры об открытии посольства Туркменистана в Израиле, но они в итоге не увенчались успехом. Хотя дипломатические отношения двух страны были установлены вскоре после распада Советского Союза, туркменский посол так и остался в Риме. Чересчур сближаться с Израилем тогдашний лидер страны Сапармурат Ниязов считал излишним именно из-за нежелания осложнять отношения с Ираном. А временное израильское посольство появилось в Туркменистане лишь 10 лет назад. Теперь оно будет постоянным и почти рядом с иранской границей, что отметил и сам Коэн. Бердымухамедов же сказал, что возможность открытия посольства Туркменистана в Израиле сейчас обсуждается.
А 29 марта посольство Азербайджана открылось в Тель-Авиве. В церемонии участвовал глава азербайджанского МИДа Джейхун Байрамов. Это вызвало крайнее неудовольствие в Тегеране. Официальный представитель МИД Ирана Насер Канани выступил с гневным заявлением, где выражалась надежда, что «азербайджанское правительство избежит ловушки, расставленной врагами двух стран». В словах Канани было и предупреждение, похожее на угрозу: «Иран не может оставаться равнодушным к заговору сионистского режима с территории Азербайджанской Республики». Впрочем, поездке Коэна в Баку это заявление не помешало.
В Иране, в отличие от его северных соседей, Израиль считается врагом номер один, даже худшим, чем США. Фото Reuters |
Показательное совпадение: встреча главы израильского МИДа с Алиевым, в ходе которой азербайджанский президент говорил о том, что связи двух стран «основаны на дружбе, взаимном доверии, уважении и поддержке и носят стратегический характер», проходила в тот самый день, когда президент Ирана Эбрахим Раиси принимал послов мусульманских государств по случаю Рамадана. Значительная часть речи иранского лидера была посвящена обвинениям в адрес Израиля, в том числе в связи с недавним рейдом израильских силовиков в мечеть Аль-Акса. А во вторник Раиси на военном параде в Тегеране по случаю дня иранской армии обрушился на «врагов Ирана». Первым из них он назвал Израиль и предупредил, что «любая ошибка» этого государства «приведет к уничтожению Тель-Авива и Хайфы».
В комментарии «НГ» старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сажин напомнил, что отношения Азербайджана и Ирана давно были сложными в силу многих причин, а после победной для Баку войны с Арменией в 2020 году, выигранной с турецкой помощью и в значительной мере израильским оружием, резко ухудшились. Еще один жест, свидетельствующий о сближении северных соседей страны с ее врагом, конечно, разрядке обстановки не будет способствовать. «Тем не менее, я думаю, до серьезного конфликта Азербайджана и Ирана дело не дойдет. Никто в нем не заинтересован. Есть то, что не только разделяет две страны, но и притягивает друг другу. Вспомним, что Иран и Азербайджан имеют общие экономические интересы – сейчас активизируется проект транспортного коридора Север–Юг. Так что, полагаю, холодная война между этими странами не перерастет в горячую», – считает Сажин.