Фото Reuters
США и их союзники все активнее обсуждают вопрос, что делать со средствами и собственностью россиян и РФ, замороженными на Западе. Министр финансов США Джанет Йеллен, высказавшись за конфискацию арестованных активов и их передачу Украине, признала, что юридически это будет сделать не так просто. А в Еврокомиссии, судя по данным прессы, склоняются к идее отказаться от конфискации. Украинский премьер-министр Денис Шмыгаль после визита в Канаду заявил, что эта страна скоро передаст Киеву конфискованное у России – в частности, самолет Ан-124 «Руслан». Эксперты считают, что до того, как какое-то решение по активам РФ примет США, это маловероятно.
Йеллен дала интервью обозревателю CNN Фариду Закария, где подтвердила, что переговоры о конфискации собственности и средств российского государства не затихли, а активно ведутся.
«Мы обсуждаем этот вопрос с нашими партнерами, но у нас есть юридические ограничения относительно того, что мы можем сделать с замороженными российскими активами», – сказала она. Йеллен, заявив, что «Россия должна заплатить за тот ущерб, который она причинила Украине», вместе с тем однозначно утверждает, что арестованных российских 300 млрд долл. на восстановление страны не хватит. Согласно мартовскому отчету Всемирного банка, чтобы восстановить разрушенное только за 2022 год, Украине потребуется до 411 млрд долл. Это в 2,6 раза выше годового ВВП страны.
Необходимо отметить, что еще 13 апреля заместитель госсекретаря США Виктория Нуланд подтвердила, что Соединенные Штаты уже оказывают помощь Украине из конфискованных российских средств. Правда, она говорила не о деньгах государства. Выступая в Торговой палате США, на форуме украино-американского партнерства, Нуланд сообщила о «первом транше» на 5,4 млн долл. для Украины, который сформирован из конфискованного со счета бизнесмена Константина Малофеева в банке Sunflower.
Впрочем, Шмыгаль утверждает, что на Западе уже готовы сделать следующий шаг и изъять средства Российского государства. По словам украинского премьер-министра, об этом шла речь в ходе его недавнего визита в Канаду – страну, которая первой приняла закон, позволяющий конфисковать активы РФ. Шмыгаль написал в соцсетях о своих переговорах с канадским премьер-министром Джастином Трюдо и канадским вице-премьером Христей Фриланд. «Готовимся к конфискации самолета Ан-124 и иных активов агрессора в Канаде и их передачу в пользу Украины», – написал он. Шмыгаль говорил обо всем этом как о решенном деле. Однако, по мнению экспертов, вряд ли в данном случае все так просто.
«Канадцы первыми никуда не полезут. Они сначала посмотрят, как будут действовать США», – уверена главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Елена Комкова. В комментарии «НГ» она обратила внимание на то, что вопрос о конфискации российских активов и в канадской прессе особо не обсуждается. Значит, давления общества на Трюдо с тем, чтобы он поспешил, нет. «Канада одно время была в передовиках по вопросу о конфискации российских активов, там делались широковещательные заявления. А потом все совершенно затихло», – сказала Комкова.
Наконец, важно и то, что передача Украине российских активов, арестованных в Канаде, не так уж сильно увеличит объемы западной помощи этой стране. Ведь их сравнительно мало. Как сообщала Канадская конная полиция, в 2022 году в стране было заморожено российских активов на сумму порядка 330 млн долл. США. Упомянутый Шмыгалем самолет Ан-124 задержали в аэропорту Торонто в феврале 2022 года. Он был зафрахтован канадским правительством для перевозки тестов на коронавирус.
В Евросоюзе же, на который приходится значительная часть арестованных российских активов, по-видимому, пока еще не пришли окончательному решению по данному вопросу Издание Welt на прошлой неделе сообщило, что есть некий внутренний документ Еврокомиссии, где утверждается, что после завершения конфликта Украины и России арестованное лучше вернуть РФ. А пока заблокированные средства российского Центробанка надо инвестировать в государственные ценные бумаги с годовой доходностью 2,6%. Полученные таким образом средства будут перечисляться Украине. Против конфискации российских активов открыто высказывались и ряд европейских чиновников. Так, идея, изложенная Welt, перекликается с тем, что открыто говорила председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. Еще осенью прошлого года она предлагала собрать все арестованные у РФ активы – как государства, так и частных лиц – в отдельный фонд, средства которого надо будет инвестировать, а полученный доход обращать в пользу Украины. Но до сих пор какого-либо решения на этот счет не принято. Причина опять-таки изложена Йелен: юридические препятствия. Все-таки никогда в истории ЕС не арестовывались активы государства на столь большую сумму.