Напав на премьер-министра своей страны, 24-летний японец чуть было не сорвал председательство Японии в G7. Фото Reuters
В курортном японском городе Каруидзава в воскресенье началась трехдневная встреча глав МИДов «большой семерки». Она стала одной из немногих за последнее время, где не планируется одобрение нового пакета санкций против РФ. Главные темы встречи, как ожидается, будут связаны с Китаем – его отношениями с соседями, с ЕС, с США и особенно с Тайванем. Главы МИДов уже в начале переговоров приняли заявление, где осуждались «односторонние попытки изменить статус-кво» в Тайваньском проливе.
Встречу в Каруидзаве чуть было не испортили новости из города Вакаяма. Здесь 15 апреля было совершено покушение на премьер-министра Японии Фумио Кисиду. Его пытался убить при помощи взрывного устройства и ножа некто Рюдзи Кимура. Преступника обезвредили, легкое ранение получил полицейский. Мотивы 24-летнего Кимуры не ясны. Учитывая, что год назад в Японии преступником-одиночкой был убит бывший премьер Синдзо Абэ, власти усилили меры безопасности в Каруидзаве. Кисида лично заверил, что мероприятию ничто не угрожает.
Это ключевая из серии встреч G7, которая предваряет намеченный на 18–21 мая в Хиросиме саммит этого клуба, объединяющего США, Японию, Великобританию, Германию, Италию, Канаду и Францию. Ранее прошли переговоры министров энергетики и финансов стран «большой семерки». Но и там тема усиления санкционного давления на РФ прямо не обсуждалась. Министры финансов и главы центробанков в своем заявлении, принятом на их встрече 12 апреля в Вашингтоне, ограничились лишь напоминанием о том, что продолжат вводить санкции против России и бороться с их обходом. G7 решила отдать инициативу Евросоюзу, где пока только приступают к обсуждению 11-го санкционного пакета. В нем, как сказала еврокомиссар по вопросам финансовой стабильности Мейрид Макгиннес, упор будет сделан на борьбу с обходом ранее введенных рестрикций. А G7, как это уже не раз бывало, принятые ЕС санкции просто продублирует, внося лишь некоторые изменения.
Не исключено, что на встрече в Каруидзаве будет обсуждаться предполагаемое создание трибунала по России. Еще 4 апреля еврокомиссар по вопросам юстиции Дидье Рейндерс в интервью Kyodo заявил, что на эту тему собираются говорить министры юстиции G7. Их встреча будет проходить в июле в Токио. На сегодняшний день есть несколько предложений о том, каким должен быть этот гипотетический трибунал по России. США высказываются за «гибридный вариант» – украинский суд с иностранными судьями и расположением в Европе, который будет судить по украинским законам. Украину это не устраивает. Тем не менее представители МИДа этой страны уже называют возможных подсудимых и даже их общее число: около 20 человек, все – высшие российские чиновники.
Пока же в Каруидзаве главной темой будет Китай. Встреча специально была запланирована так, чтобы она состоялась после визита в Пекин верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозепа Борреля. Он должен был проинформировать министров G7 о своих переговорах с китайским руководством. Однако визит не состоялся: Боррель заболел коронавирусом. Соответственно главной гостьей встречи в Каруидзаве оказалась глава МИД ФРГ Анналена Бербок. Она должна была лететь в Пекин параллельно с Боррелем, но полетела одна и его фактически заменила. После завершения своего визита в КНР в субботу она направилась в Сеул на встречу с главой МИД Южной Кореи Пак Джином, где обсудила ситуацию вокруг Тайваня и уже оттуда поехала в Японию.
Участники встречи намерены из первых рук получить информацию о позиции Китая в отношении вопросов, стоящих на повестке глав МИД G7. Как отмечает газета Frankfurter Allgemeine Zeitung (FAZ), в Берлине обратили внимание на особенности приема Бербок китайскими ответственными лицами. Глава МИД КНР Цинь Ган провел с ней достаточно длительные беседы. На первом месте для Бербок, по версии газеты, стояла подготовка к предстоящим в июне межправительственным консультациям. В них должен принять участие и Цинь Ган. И китайцы, хорошо понимая значение этих консультаций для их будущего присутствия в Европе и в Германии, даже послали своего министра встретить Бербок в Тяньцзине и затем вместе с ней на скоростном поезде отправиться в Пекин. В тот же день она была принята вице-премьером Госсовета Хань Чженом, а на следующий день – самым важным китайским чиновником, отвечающим за внешнюю политику, заведующим канцелярией комиссии ЦК КПК по иностранным делам Ван И.
FAZ обращает внимание на мнение китайской партийной газеты Global Times, которая указывает, что «визит Бербок означает существенное уточнение перспектив налаживания контактов на высоком уровне между двумя государствами». FAZ подчеркивает, что впервые китайская пресса отказалась от повторения известных штампов в отношении немецких «Зеленых», которые сводились к тому, что контролируемые ими в Германии министерства иностранных дел, экономики и защиты климата находятся под американским влиянием.
Судя по всему, китайские политики питают определенные надежды, что им удалось повлиять на Бербок. В интервью государственной телекомпании КНР Цинь Ган много говорил о том, что Китай и Германия – партнеры, а не соперники. На совместной с Бербок пресс-конференции он заверил, что его страна не поставляет оружия ни одной из сторон российско-украинского конфликта. Таким образом, Цинь Ган отверг утверждения из документов, утекших (или якобы утекших) из Пентагона, о том, что Китай будто бы согласился вооружать Россию. Вместе с тем впечатляет резкая реакция министра на попытку Бербок поднять в разговоре с ним тему прав человека в КНР. «В чем КНР нуждается меньше всего, так это в поучениях Запада», – сказал он на пресс-конференции по итогам их разговора, посетовав на то, что «в вопросах прав человека в мире нет единого стандарта». Причина, по которой Бербок решила затронуть столь неприятную для руководства Китая тему, она, вероятно, постарается объяснить на встрече G7.
Берлин