Фото сайта freepik.com
Министерство гендерного равенства и семьи Республики Корея (РК) объявило о запуске программы помощи в социализации одиноким молодым людям в возрасте от 9 до 24 лет. Правительство готово оплатить им услуги медицинского характера, в частности по коррекции внешности, профинансировать их образование и участие в культурных мероприятиях, предоставить работу. Мера соотносится с политикой президента Юн Сок Еля, который в предвыборной гонке ориентировался в том числе на мужскую часть молодежи.
«Закон о поддержке молодежи» призван помочь тем подросткам, которые в силу тех или иных причин ведут затворнический образ жизни с невысокими перспективами выхода в общество, получения работы и создания семьи. Правительство не скрывает, что именно хикикомори – основной объект приложения сил. В большей степени это парни, а не девушки.
В целом хикикомори как явление оформилось в Японии, где ему и было дано название. Частично их появление связано и с экономикой: затворяются юноши чаще в неблагополучных семьях. Но культурные особенности и уважение к личному пространству в Восточной Азии играют свою ключевую роль. В итоге явление стало массовым и в Южной Корее. Около 350 тыс. молодых людей в возрасте от 19 до 39 лет ведут предельно замкнутый образ жизни. Это 3% населения страны.
Правительство намерено изменить ситуацию в корне, помогая формирующимся «хиккам» уже на этапах раннего подросткового возраста. Между тем причины, по которым власти готовы привлечь немалые финансы, могут иметь вполне рациональный экономический характер, а не только желание помочь. В стране безработица среди молодежи составляет 7,2%. И это при том, что этой самой молодежи не так много уже сейчас. Потерять в социальном плане немалую часть поколения государству очень не хотелось бы. Ведь демография в РК, по показателям, превращается в более удручающую, нежели в Японии, проблемы которой стали притчей во языцех.
Фертильность в РК из года в год падает и достигла отметки в 0,78 ребенка на одну женщину – самый низкий показатель в мире. При таких раскладах население в 51 млн человек может сократиться вдвое к концу века, подчеркивает Bloomberg.
«Усилия президента направлены на мужскую часть молодого населения. С ней он заигрывал в предвыборную кампанию, в том числе обвиняя феминисток в демографических проблемах, хотя Республику Корея страной победившего феминизма назвать нельзя», – рассуждает доцент кафедры востоковедения МГИМО Илья Дьячков.
В разговоре с «НГ» эксперт отметил, что при правлении Пак Чон Хи в 1960–1970-е годы проводилась политика по ограничению рождаемости. «Страна за рекордные сроки превратилась из аграрной в постиндустриальную. Оглянуться не успели – и уже вместо перенаселения во весь рост встала проблема рождаемости. Решить ее можно лишь комплексно. Программа должна выходить за пределы президентского срока. А в Южной Корее было много лозунгов при разных президентах, но все их в конечном счете забыли. Пока это больше похоже на имитацию активной деятельности. К слову, сам Юн Сок Ель бездетный», – сказал Дьячков.
Вместе с тем он добавил, что в стране все-таки не делают вид, будто проблемы нет, и в ряде случаев ее удается решать оперативно.