Джозеф Байден и Риши Сунак после переговоров пребывали в хорошем настроении. Фото Reuters
Президент США Джозеф Байден встретился в столице Северной Ирландии – Белфасте с премьер-министром Великобритании Риши Сунаком. Глава Белого дома, имеющий ирландские корни, сказал много теплых слов в адрес ирландцев и выразил надежду на то, что Соглашение Страстной пятницы, уже на 25 лет скрепившее мир на острове, продолжит действовать. Возможны новые инвестиции в экономику двух стран острова, которых и так было немало. А главные темы разговора Сунак и Байден предпочли подробно не освещать.
Британский премьер старался не особо выделяться на встрече с Байденом, за что даже получил упреки в СМИ. Впрочем, визит американского президента и предполагался как именно его день – предка иммигрантов, которые покинули остров во время картофельного голода в XIX веке и обосновались в США.
Большую речь глава Белого дома произнес в Ольстерском университете. Она, в общем, подчеркнула то, что Вашингтон одобрил недавнее соглашение «Виндзорских рамок» между Брюсселем и Лондоном по вопросу североирландского протокола. Кстати, Ольстер как раз северная провинция с сильными юнионистскими позициями, то есть там много сторонников преимущественной интеграции с Британией, а не Ирландией.
«Виндзорские рамки» были одобрены практически всеми пятью основными партиями Северной Ирландии, кроме Демократической юнионистской партии (ДЮП), глава которой Джеффри Дональдсон считает, что новые договоренности сильно бьют по связям Северной Ирландии с Британией. Байден мягко намекнул на то, что ДЮП лучше все-таки согласиться на имеющиеся условия, поскольку объединение всех сил стране необходимо и соответствует Соглашению Страстной пятницы.
Об этом прямо сказала и заместитель первого министра Северной Ирландии Мишель О’Нил из националистической партии Шенн Фейн. Выступление Байдена она назвала «прямым посылом ДЮП». Американский президент заявил, что пора вернуться к коллективному управлению страной. Он отметил, что в остров в целом были вложены большие инвестиции и что новые денежные вливания могут быть на подходе в ближайшем будущем. В этом смысле нельзя не констатировать, что остров после заключения соглашения в 1998 году стал процветающим местом не без помощи американцев, предки которых эмигрировали из Ирландии.
Однако ДЮП находится не в самом лучшем положении. Партия, являясь второй силой в стране – а еще недавно и первой, – не согласна с новым соглашением ЕС и Британии, даже оставаясь в меньшинстве. В случае же вхождения в правительство она окажется в неравном положении в сравнении с большинством, которое выступает за развитие отношений прежде всего с Ирландией.
«К сожалению, деньгами этого вопроса не решить. Только уговаривать, но вопрос – как? К слову, Байден давил на Лондон и Брюссель, чтобы последнее соглашение стало возможным. Причем ЕС пошел на невиданные уступки, оставив за собой лишь страховочный механизм в виде юрисдикции суда ЕС, что и не устроило ДЮП. Но лучшие условия представить себе уже сложно», – рассуждает руководитель Центра политической интеграции Института Европы РАН Людмила Бабынина.
В разговоре с «НГ» эксперт пояснила, что отказ ДЮП от сотрудничества не дает возможности функционировать Ассамблее Северной Ирландии и местному правительству. Все это нарушает принципы соглашения 1998 года, потому что, согласно ему, предполагается совместное управление двух ведущих партий.
«Именно ДЮП, кстати, не признала Соглашения Страстной пятницы. Но поддержанное большинством, оно привело к положительным последствиям: основная ячейка Ирландской республиканской армии была разоружена к 2005 году и уровень насилия был сведен почти к нулю. Но в целом консоциональная система, примененная в Северной Ирландии, Ливане, Бельгии, Руанде и Швейцарии, оказалась эффективна лишь в последней, притом что из всех перечисленных стран именно в Швейцарии вооруженного конфликта не было», – отмечает Бабынина.