Фото Reuters
Экс-президент Ирана Хасан Рухани намерен вернуться во власть, сообщило агентство «Тасним». Представитель умеренно-реформистского лагеря, по-видимому, выдвинет свою кандидатуру на запланированных в 2024 году выборах в парламент (Меджлис), несмотря на то что в последние месяцы своего президентства он стал мишенью массовой критики за экономические проблемы, настигшие Исламскую Республику после развала «ядерной сделки». Тем не менее возвращение Рухани может произойти в условиях сохранения кризиса, в неспособности побороть который политики винят нынешнюю администрацию.
Стартовым элементом избирательной кампании Рухани может стать публикация его воспоминаний о президентстве, утверждает «Тасним». По информации агентства, книга должна выйти в преддверии самой гонки. В то же время политик вместе со своими советниками якобы планирует устроить общение с избирателями в голосовой социальной сети Clubhouse. Сейчас, как утверждают источники в его окружении, Рухани занят разработкой программы. К активным консультациям по этому поводу бывший президент приступил несколько месяцев тому назад. Наблюдатели, комментируя публикацию «Тасним», уже выдвинули предположение, что по итогам борьбы за Меджлис экс-президент мог бы претендовать на должность спикера.
После того как США в одностороннем порядке покинули «ядерную сделку» с Ираном, Рухани превратился в наиболее удобную мишень критики со стороны консервативных групп влияния. Главу исполнительной власти укоряли преимущественно за экономические последствия попыток договориться с Западом, которые в идеале должны были привести к убедительному выходу Исламской Республики из-под санкций. Так, на Рухани возлагали ответственность за рост цен и слабеющий курс иранского риала. Принято считать, что во время его второго срока национальная валюта потеряла большую часть стоимости. Однако несмотря на неоднократные угрозы оппонентов инициировать импичмент, экс-президенту удалось проработать до конца своего срока.
Приход в 2021 году к власти администрации Эбрахима Раиси, которая должна была удовлетворить сторонников жесткой линии, не разрешил ключевых трудностей. Некоторые кризисные явления в экономике в этот период показали тенденцию к углублению, что превратило Раиси уже в новый объект критики и заставило его идти на кадровые перестановки.
Накануне свои должности оставили трое министров, среди них – один вице-премьер. «Работа тех, кто занимает управляющие посты, должна регулярно оцениваться, – подчеркнул официальный представитель иранского кабмина Али Бахадари Джахроми. – В связи с этим мы объявляем о трех перестановках в правительстве». Первое изменение связано с Организацией планирования и стратегического контроля, второе – с постом министра сельского хозяйства, и наконец, третье – с должностью генерального директора Фонда инноваций и процветания. Представитель правительства пояснил, что подобные перестановки определены приоритетами и текущими потребностями государства. По его словам, в перспективе они будут проводиться регулярно.
«Рухани находится в политике достаточно давно, и не кажется странным, что он решил вернуться, – заявила «НГ» консультант ПИР-Центра, доцент Ноттингемского университета в Малайзии Юлия Рокнифард. – Вполне вероятно, что его команда оценивает шансы как достаточно хорошие на фоне разочарования в системе в целом. Возникла беспрецедентная ситуация, когда в течение довольно короткого периода система может упасть, потому что она полагается на механизмы принуждения». По словам эксперта, речь не идет о том, что 100% населения требуют ее демонтажа, но недовольство накопилось с разных сторон и слабо подлежит корректировке, в том числе в свете туманных перспектив восстановления «ядерной сделки».
«Возможно, Рухани кажется, что сейчас подходящий момент, – допускает собеседница «НГ». – К тому же в Иране есть такая тенденция, что сменяются правительства – с консервативного на реформаторское и обратно, то есть за период своего пребывания у власти одна из этих политических сил ожидаемо подрывает кредит оказанного ей доверия и у противоположного лагеря появляются хорошие шансы на то, чтобы прийти к власти». Тем не менее, по словам Рокнифард, сейчас в обществе растет понимание, что система не работает и что оно просто не хочет Исламскую Республику. В этой ситуации, по ее словам, Рухани, похоже, использует риторику прошлой президентской кампании – комплексную критику накопившихся проблем.
«Система постоянно играет в рокировку, чтобы получить побольше кредита доверия у народа, хотя в итоге все голосуют за отфильтрованных и визированных кандидатов, – поясняет Рокнифард. – Но я не уверена, что Рухани будет оказано такое доверие». Она напоминает, что попытки бывшего президента Махмуда Ахмадинежада вернуться в большую политику не увенчались успехом: его кандидатуру не пропустил Наблюдательный совет. В то же время к моменту парламентских выборов 2024 года вполне логично ожидать очередных протестов, участники которых теперь все чаще требуют фундаментальных изменений – символических реформ им уже недостаточно, обращает внимание эксперт.
Вопрос заключается еще в том, зачем «Тасним» это публикует, говорит Рокнифард, указывая на то, что агентство близко к Корпусу стражей исламской революции. «С одной стороны, это может быть удочка до начала очередного электорального цикла. С другой – попытка запустить кампанию, чтобы помешать Рухани и успеть самим мобилизовать консерваторов», – заключила собеседница «НГ».