14 фунтов в час – это слишком маленькие расценки за работу в нынешних условиях, считают протестующие. Фото Reuters
В Британии началась четырехдневная забастовка младшего медицинского персонала. Медсестры и медбратья требуют повысить зарплату на 35%, мотивируя это тем, что нынешняя оплата в размере 14 фунтов в час в реальном выражении на 26% ниже, нежели 15 лет назад. Британские СМИ называют акцию протеста самой чувствительной для Национальной службы здравоохранения (NHS) по последствиям за всю ее историю. Власти продолжают стоять на позиции, что бюджет не может себе позволить значительно повысить зарплаты.
Свои требования медики мотивируют тем, что они по факту хотят не повышения зарплат, а хотя бы их приведения к должному уровню в соответствии с инфляцией. Они жалуются на то, что нередко им приходится оплачивать аренду жилья и ЖКХ лишь с помощью знакомых, которые дают им в долг. А министр здравоохранения и социального обеспечения Стив Барклай даже не думает вести переговоры, сетуют протестующие. Барклай же обвиняет медперсонал в том, что он выходит на улицы сразу после пасхальных праздников, когда спрос на медпомощь значительно возрастает. Премьер-министр страны Риши Сунак при этом старается максимально дистанцироваться от темы забастовок.
NHS перестает выдерживать нагрузку, ложащуюся на нее. Проблема заключается и в том, что многие медсестры всерьез задумались о переходе на работу в частные клиники. Пока NHS остается национальной гордостью англичан как система бесплатной медицины, но в последние годы она сталкивается все с большими проблемами.
Из-за нынешних протестов отменены или перенесены порядка 350 тыс. врачебных приемов, включая операции. В прошлый раз речь шла о пересмотре 180 тыс. приемов, когда протесты продлились три дня. Было это ровно месяц назад. Проблема дефицита медпомощи таким образом становится систематической, уход за лежащими в больницах ухудшился. Управляющий Конфедерации NHS Мэтью Тейлор даже дал совет британцам: в ближайшие дни воздержаться от рискованных занятий, поскольку получение медицинской помощи будет затруднено.
Медики при этом отмечают, что при нынешнем уровне зарплат финансово выигрышнее для медсестер может оказаться вообще уехать в другую страну. Например, в Австралию. Трудности испытывают и бюджетники в целом. В феврале прошла забастовка с участием полумиллиона человек (см. «НГ» от 01.02.23), ядром которых являлись учителя.
Медсестры бастовали и в самом начале года, и в конце предыдущего. Правительство пока исходит из плана повышения зарплат лишь на 4,75%, в то время как инфляция за 2022 год составила 10,5%. Оно утверждает, что денег на повышение зарплат попросту нет, притом что прогнозы по экономическому развитию Британии не самые радужные. После относительно успешного 2022-го, этот год станет для экономики страны худшим среди членов «большой семерки». Согласно обновленным данным Международного валютного фонда (МВФ), ВВП страны сократится на 0,3%, а в 2024 году планируется его рост лишь на 1%.
Несмотря на все это, население страны считает, что деньги на достойное повышение зарплат тем, кто лечит людей, найтись должны: по опросам Ipsos, забастовки младшего медперсонала поддерживают 54% опрошенных, против – лишь 26%. А запросы медсестер, медбратьев и работников скорой помощи оправдывают 60% опрошенных. Для сравнения: забастовки железнодорожников поддержали лишь 35% опрошенных при 40% противников.
Всего в протестах могут принять участие до 47,6 тыс. человек – это примерно 40% медперсонала.