Фото Reuters
Федеральный министр экономики и защиты климата Робер Хабек выступил с рядом инициатив. По его мнению, правительство должно принять более жесткие меры против тех немецких компаний, которые обходят санкции ЕС в отношении России, ведя бизнес через третьи страны. Борьбе с незаконным обходом ограничительных мер против РФ Германии следует поучиться у Дании.
Хабек считает, что многочисленные санкционные пакеты, направленные против Москвы, не достигают поставленных целей из-за саботажа со стороны немецких фирм, которые якобы стремятся любыми путями обойти антироссийские санкции. Поэтому он призвал таможенную службу, которая находится, правда, не в его ведении, а подчиняется Министерству финансов, перепроверить «подозрительные торговые потоки».
Против России Брюссель уже ввел 10 пакетов санкций и планирует 11-й. Но Хабек убежден, что третьи страны совершают сделки с Россией и используют при этом немецкие технологии, которые запрещены к поставкам. Именно таким путем обходятся санкции. Об этом министр заявил журналистам медийной группы Funke, в которую входит ряд региональных изданий.
В этой связи он призвал немецких таможенников брать пример с Дании, где их коллеги работают лучше в плане контроля за поставками датскими фирмами санкционных товаров даже третьим странам. Хабек привел пример: если датчане обнаруживают товары, которые ранее поставлялись в Россию, а теперь закупаются примерно в таком же количестве третьими странами, то тут же бьют тревогу.
По словам Хабека, его министерство еще в феврале внесло предложения по улучшению работы таможни, но они до сих пор рассматриваются правительством. Одно из предложений предусматривает реакцию (то есть введение рестрикций против поставщика) даже на простое подозрение, что немецкая компания своими поставками в третьи страны намерена обойти антироссийские санкции. Пока что такие намерения таможенникам надо еще доказать.
Понятно, что такая позиция таможни побудит немецкие фирмы вообще отказаться от поставок высокотехнологичной продукции за пределы ЕС. Насколько это ослабит немецкий экспорт, в предложениях Хабека не анализируется.
Другая идея Хабека связана с попыткой в новом пакете санкций найти место для запрета странам ЕС покупки российского ядерного топлива. Эту идею ему подкинул во время недавнего посещения Киева украинский президент Владимир Зеленский (см. «НГ» от 04.04.23).
По данным Хабека, до 20% ядерного топлива поступает в европейские страны из России. В этой связи возникает вопрос: смогут ли европейские владельцы АЭС, произведенных российскими атомщиками, отказаться от российского топлива? Немецкие издания сообщают, что, например, Чехия еще год назад ввозила 97% своего ядерного топлива – сборок, называемых твелами, – из России.
С начала проведения специальной военной операции российские грузовые самолеты с элементами топлива для атомных реакторов дважды приземлялись в Чехии. Но правительство в Праге стремится к тому, чтобы снизить зависимость от российских поставок. С 2024 года топливо, например, для реакторов АЭС «Темелин» будет в течение 15 лет поставляться американской Westinghouse и французской Framatome, объяснил немецкой прессе пресс-секретарь чешской компании CEZ Ладислав Кржиж.
В 2023 году Westinhouse и испанская фирма Enusa договорились производить топливо для старых ядерных реакторов типа советских ВВЭР-440 и поставлять их странам, у которых есть такие АЭС. Если найдется замена российскому ядерному топливу, то за введением санкций дело не станет. Ситуация обострится, если и Украине удастся войти в ряды поставщиков ядерного топлива для реакторов советского производства. В середине марта правительство в Киеве заявило, что страна будет производить ядерное топливо для отечественных АЭС, а затем – на экспорт в страны Европы, которые до сих пор зависимы от импорта из России.
Берлин