Ирландцы готовятся встречать важного соотечественника. Фото Mark Marlow/EPA/ТАСС
Во вторник президент США Джозеф Байден прибудет в Белфаст, где проведет переговоры с премьер-министром Британии Риши Сунаком в юбилей соглашения Страстной пятницы. Эмоции перед визитом Байдена в Соединенном Королевстве и Северной Ирландии смешанные. С одной стороны, приход Сунака к власти увеличил переговороспособность и улучшил отношения Лондона с ЕС и США, в том числе после заключения соглашения в Виндзоре по вопросу о Северной Ирландии. С другой – ирландские корни не дают Байдену спокойно относиться к британской короне, вплоть до того, что он отказался от идеи участия в коронации Карла III.
Байден известен гордостью за свои ирландские корни по линии матери. Общеизвестно, что ирландцы, мягко говоря, недолюбливают англичан, которые их долгое время колонизировали. Причем касательно ирландской культуры сам Байден заявил, что только ирландцы могут «ностальгировать по будущему». При причудливости этой фразы посыл на самом деле достаточно простой: самобытному народу, еще не так давно переживавшему бедность, голод и лишения, попросту не о чем ностальгировать.
Напомним, приезд американского президента приурочен к 25-летию соглашения Страстной пятницы, прекратившего ни много ни мало гражданскую войну сторонников того, чтобы страна была в составе Ирландии или Британии. В 1921 году остров был, по сути, разделен – Ирландия стала отдельным государством, а Северная Ирландия осталась под управлением Лондона.
Британские СМИ в последнее время писали о том, что в Северной Ирландии повышен уровень террористической угрозы после покушения на главного шерифа города Ома Джона Колдуэлла. Из-за этого в преддверии визита Байдена в Белфасте усилены меры безопасности. После встречи с Сунаком Байден посетит Дублин.
Новые опасения касательно возможных волнений возникли после брекзита и неопределенности судьбы североирландского протокола. Впрочем, принятие Лондоном и Брюсселем в феврале «Виндзорских рамок» с облегчением таможенных вопросов в целом удовлетворило общество – даже при том, что юнионисты частично остались недовольны угрозой снижения связей в Британии, и их партия рискует расколоться из-за разных мнений по данному вопросу.
А до этого Байден предупреждал премьера Бориса Джонсона о том, что США не будут заключать торгового соглашения с Британией, если протокол будет нарушен. Но это было тогда, когда Джонсон грозился отменить в одностороннем порядке положения протокола. Впрочем, договора о беспошлинной торговле заключено так и не было, несмотря на то что тогдашнее правительство его обещало, равно как и бывший на тот момент президентом США Дональд Трамп.
«Тогда переговоры были начаты, но успехом они так и не увенчались. У США есть 14 торговых договоров о беспошлинной торговле с 20 странами, но они касаются тех игроков, которые не будут влиять на американских производителей. Например, заключить договор с Бахрейном – не проблема. С Британией – другое дело, тем более что в Конгрессе каждый штат будет отстаивать свои интересы. А сейчас положение там такое, что утвердить договор будет крайне сложно», – пояснил декан факультета мировой политики МГУ им. М.В. Ломоносова Андрей Сидоров. Он напомнил, что создание зоны свободной торговли было одним из стимулов, которым США старались убедить британцев в необходимости брекзита. В целом США и Британия продолжают оставаться ключевыми союзниками, причем неформальные связи здесь важнее формальных.
В разговоре с «НГ» Сидоров подчеркнул, что главной темой обсуждения в Белфасте скорее всего станет будущее Европы в контексте конфликта в Украине.
«Старой Европе понадобится фронт, отделяющий ее от Новой Европы. Также у Лондона неплохие отношения с Северной Европой и Прибалтикой. В целом же операция по противодействию России идет не так гладко, как планировалось, учитывая то, что санкции не сломили российскую экономику. Также речь зайдет о Китае. Союз США, Британии и Австралии создан, но вопрос, что делать дальше и как реализовывать концепцию Global Britain. Для союза желательно, чтобы Британия смогла найти подход к индийским элитам, которые пока не хотят портить отношений с Россией и Китаем», – рассуждает эксперт.