Фото REUTERS
То ли сознательной утечкой спецслужб США, то ли, наоборот, попыткой дискредитировать американские власти сочли на Западе публикацию документов по Украине, Китаю, Азиатско-Тихоокеанскому региону и Ближнему Востоку. О ней стало известно благодаря New York Times. Подлинность документов ни один американский госорган не подтвердил, но и не отрицает. Ни одна из известных хакерских группировок не взяла ответственность за, возможно, произошедший взлом секретных файлов американских правительственных структур. Не причастна к публикации документов и организация Джулиана Ассанджа WikiLeaks. А сама обнародованная информация, оставляющая двоякое впечатление, комментируется официальными лицами разных стран в обтекаемых выражениях. Исключение – Украина, где сразу же назвали опубликованные документы российской подделкой.
Единственное, что в данном случае можно утверждать наверняка: скандал с утечкой подтвердил, что соцсети как источник информации теснят традиционные медиа. Опубликованные документы не добыты журналистами New York Times. Они лишь обратили внимание на то, что ранее появилось как в популярных соцсетях, так и на широко известной в кругах любителей компьютерных игр платформе Discord. Первая порция документов касалась участия оборонных структур НАТО и США в подготовке украинского контрнаступления. Причем датированы они февралем-мартом – то есть едва ли их можно признать актуальными. Это, а также то, что спецслужбы США в них предстают всевидящими, располагающими солидными источниками в госструктурах разных стран мира (в том числе в России), безусловно, является веским аргументом в пользу того, что имеет место американская дезинформация.
Вместе с тем по этим документам вырисовывается довольно неприглядная для медийного освещения конфликта РФ и Украины на Западе картина. Об украинских властях в Белом доме принято говорить только в комплиментарных выражениях – вспомним хотя бы речь Джозефа Байдена в Варшаве, где он назвал Владимира Зеленского «человеком с железной волей», стоящим «во главе борьбы демократических народов». Судя же по опубликованным документам, спецслужбы США украинским правящим кругам не доверяют и следят за ними. Это аргумент в пользу тех представителей американского политического истеблишмента, кто упрекает Байдена в безоглядной поддержке Зеленского и выступает за, скажем так, более тщательный подход к делу оказания помощи Украине – считающих, что ей вообще не надо помогать, среди сколько-нибудь влиятельных американских политиков нет.
Не исключено, что в Киеве и в Белом доме не понравился именно этот американский контекст, в котором появилась утечка. «Виртуальным псевдосливом» назвал публикацию советник главы офиса президента Украины Михаил Подоляк. Обнародованные украинские планы, по его словам, ненастоящие: настоящие, заверил он, скоро будут «видны на поле боя». А цель «псевдослива», считает Подоляк, проста: «Москве очень хочется сорвать украинское контрнаступление».
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков в своем комментарии CNN расценил утечку как веское доказательство того, что за спиной Киева стоит Запад. По его словам, «нет ни малейших сомнений в прямой или непрямой вовлеченности США и НАТО в конфликт между Россией и Украиной». Песков заверил американских журналистов, что эта вовлеченность «усложняет всю историю, но не может повлиять на окончательный исход специальной операции».
Даже спустя несколько дней после публикации New York Times в госорганах США предпочитают комментировать ее содержательно только на условиях анонимности. На этих же условиях говорится о мерах по предотвращению утечек. Сообщается о совместном расследовании, которое затеяли Министерство юстиции и Министерство обороны – но опять-таки со ссылкой на источники. Пресс-секретарь Пентагона Сабрина Сингх ограничилась лишь общими словами о том, что ее ведомству известно про «сообщения в прессе о публикациях в социальных сетях».
Более разговорчивы отставные сотрудники администрации Байдена. Например, бывший посол США в России Джон Салливан в интервью NBC призвал относиться к утечке без стопроцентного доверия: ведь «наряду с документами, которые имеют некоторые признаки подлинности, есть также признаки того, что имеет место российская кампания по дезинформации, в которой они (русские) очень хороши».