Графика Reuters
В США кипят страсти вокруг дела экс-президента Дональда Трампа. Предъявленные ему обвинения одни считают слишком мягкими, других возмущает сам факт того, что лидера симпатий республиканцев пытается посадить одна из окружных прокуратур Нью-Йорка, чей глава – демократ. Сам же Трамп однозначно заявил, что рассматривает дело против себя как попытку Белого дома вывести из борьбы конкурента на предстоящих в 2024 году президентских выборах.
Бывший президент США предстал перед судом Манхэттена во вторник, в два часа по нью-йоркскому времени. Виновным себя он не признал, под стражу его не заключили: все ограничилось лишь символическим временным арестом, обязательным для обвиняемых. Уже вечером, вернувшись в поместье Мар-а-Лаго во Флориде, Трамп выступил там с большой речью. «Единственное преступление, которое я совершил, – это бесстрашная защита нашей нации от тех, кто стремится ее уничтожить», – заявил экс-президент. Также он обрушился с критикой не только на прокурора Манхэттена Элвина Брэгга, но и на судью Хуана Мерчана, заявив, что тот его ненавидит, можно сказать, всей семьей. Трамп объявил, что дочь Мерчана работала на кампанию демократов. Нападки на семью судьи впечатляют, учитывая, что его собственная семья неожиданно не проявила единства. Немало удивило прессу то, что на речи экс-президента не присутствовали ни его жена Мелания, ни дочь Иванка.
Трампу были предъявлены обвинения по 34 пунктам. Они не столь серьезны, как ожидали его многочисленные недруги. Среди них нет обвинений ни в организации госпереворота, ни в крупных финансовых махинациях, ни в присваивании документов под грифом «секретно», ни в давлении на власти Джорджии с целью добиться отмены результатов выборов в этом штате – то есть по тем делам, по которым ведутся расследования так или иначе касающиеся Трампа. Все 34 пункта связаны с делом о предполагаемой выплате в 2016 году примерно 130 тыс. долл. порноактрисе Сторми Дэниэлс. По версии обвинения, это так называемые hush-money – плата за молчание. Дэниэлс собиралась перед президентскими выборами 2016 года рассказать прессе о своем романе с Трампом в начале 2000-х годов. Hush-money сами по себе не преступление, но экс-президенту инкриминируют то, что он, пусть и косвенно, но выплатил эти деньги из предвыборного фонда, формируемого из пожертвований его сторонников, не заплатив налога и проведя плату как оказание юридических услуг. Почему миллиардер вдруг решил сэкономить на выплате 130 тыс., в обвинительном заключении не поясняется.
По телеканалу Fox news объявили, что Трампу может грозить аж 136 лет тюрьмы. Правда, даже этот рупор республиканцев признал, что прокуратура будет требовать куда менее сурового наказания – максимум 4 лет заключения. Махинации с налогами и финансовой отчетностью – в США серьезные преступления, но только если есть признаки, что они скрывают нечто более серьезное, чем выплата hush-money. Зато на ход избирательной кампании дело Трампа определенно повлияет.
Образ жертвы бывший президент уже примерил на недавнем митинге в Уэйко, который фактически был первым его предвыборным крупным массовым мероприятием (см. «НГ» от 26.03.23). На нем Трамп больше говорил не о внутренней и внешней политике, а ругал своих политических противников, в том числе однопартийцев, включая губернатора Флориды Рона Десантиса – возможного главного оппонента на праймериз и лидера республиканского меньшинства в Сенате Митча Макконнелла. Характерно, что оба, и Макконнелл, и Десантис, выступили в деле Дэниэлс на его стороне. За Трампа вступился даже его давний недруг Джон Болтон. В интервью CNN он привел цитату, которую почему-то приписал Лаврентию Берии: «был бы человек, а статья найдется». При этом Болтон считает обвинения откровенно слабыми и уверен, что Трамп оправдается.
Ведущий научный сотрудник Института США и Канады РАН Николай Попов в комментарии «НГ» заметил, вне зависимости от результата дела экс-президента, оно крайне значимо для США. «Выдвинуть обвинения против, пусть даже бывшего, главы государства – значит вызвать политическую лавину. В Манхэттене ее не побоялись, причем по пустяковому делу. Впрочем, даже если Трамп будет за решеткой, он сможет участвовать в выборах – это уже относительно успешно делал Юджин Дебс в 1920 году», – сказал он.
А пока в деле есть один крайний – это Дэниэлс. Она должна выплатить Трампу 120 тыс. долл. В 2018 году Дэниэлс подала к нему иск, обвинив его в распространении порочащих сведений, но проиграла. И вот теперь Трамп через суд обязал ее компенсировать ему расходы на процесс.