Кулеба получил заверения от Столтенберга, что Украину в альянс обязательно примут, но не сейчас. Фото Reuters
В Брюсселе на двухдневной встрече министров иностранных дел государств НАТО предложено начать разработку программы по приближению членства Украины в альянсе. Судя по всему, это будет долгосрочная программа, не имеющая четкой даты окончательного выполнения. Как было подтверждено на встрече, НАТО исходит из того, что российско-украинский конфликт не закончится скоро, даже если приближающееся украинское наступление будет успешным. А накануне глава американского генштаба, Объединенного комитета начальников штабов, Марк Милли указал, что Западу нужен долгосрочный подход в отношении РФ, который не толкнул бы ее и КНР «в объятия друг друга».
Безусловно, главным событием встречи глав МИД НАТО стал прием в ряды альянса нового члена. Финляндия смогла наконец договориться с Турцией по всем спорным вопросам. В результате та сняла свои возражения против членства страны в альянсе, и финский министр иностранных дел Пекка Хаависто в торжественной обстановке подписал документ о присоединении к НАТО. Но и без того нынешняя встреча оказалась весьма важной для перспектив этого военного союза. Не случайно она проходила в 74-ю годовщину подписания в Вашингтоне Североатлантического договора. То есть в день рождения альянса.
В рамках встречи впервые с 2017 года состоялось заседание комиссии Украина–НАТО. Ее проведение пять лет блокировалось Венгрией, недовольной политикой Киева в отношении венгерского меньшинства. И вот генсек НАТО Йенс Столтенберг решил воспользоваться своим редко применяемым правом и организовал заседание вопреки воле одного из членов альянса, ссылаясь на то, что в данном случае достижение консенсуса юридически не требуется. Видимо, с той же формулировкой Будапешту откажут в праве вето на участие Украины в саммите НАТО в Вильнюсе 11–12 июля этого года. Приглашение Владимиру Зеленскому генсек уже прислал.
И украинский лидер, и глава МИД Украины Дмитрий Кулеба подчеркивали, что рассматривают и заседание комиссии, и саммит в Вильнюсе не только как способ обговорить помощь их стране в конфликте с Россией. «Конечно, мы благодарим все государства НАТО, которые поддерживают нас на поле боя. Но кроме этого нам нужны стратегические гарантии безопасности», – заявил во вторник Зеленский. А Кулеба, непосредственно участвовавший в заседании Комиссии, уточнил: «Нет лучшего стратегического решения, чтобы гарантировать стратегическую безопасность в евро-атлантическом регионе, чем членство Украины в альянсе». Украинские чиновники уже не говорят о том, что присоединение страны к альянсу возможно по ускоренной процедуре и до окончания конфликта с РФ. Собственно, этого им, как следует из заявлений, сделанных на встрече, никто и не обещает.
«Я рассчитываю, что министры начнут разработку многосторонней программы поддержки Украины, которая должна повысить ее совместимость с силами альянса, помочь перейти с советских стандартов и доктрин на стандарты НАТО и приблизить к евро-атлантической семье», – сказал Столтенберг перед встречей. По-видимому, до окончания боевых действий это максимум, на который может рассчитывать Украина. Во всяком случае Столтенберг однозначно заявил: «Сейчас основное внимание должно быть сосредоточено на том, чтобы Украина одержала победу, без этого вопрос о ее членстве не будет иметь значения». Хотя о скором наступлении украинской армии участники встречи говорили как о решенном деле, шапкозакидательских настроений в бельгийской столице не было. Тот же Столтенберг назвал нынешнее положение на театре боевых действий «стадией войны на истощение», которая может продолжаться долго.
По словам генсека, отдельно на встрече будет обсуждено сближение России и Китая. «То, что произошло в Украине, может повториться в Восточной Азии», – сказал Столтенберг, имея в виду возможное вторжение КНР на Тайвань. Не случайно на встречу в Брюсселе были приглашены главы МИД стран – партнеров НАТО в Азиатско-Тихоокеанском регионе: Южной Кореи, Японии, Австралии и Новой Зеландии. Они – важные участники системы сдерживания Китая, которую выстраивают США и их союзники.
Несколько больше, чем могут себе позволить главы МИД, решил сообщить прессе о формирующейся долгосрочной стратегии Запада по противодействию РФ и КНР военный. За несколько дней до встречи в Брюсселе генерал Марк Милли дал интервью порталу Defense One. В нем он прежде всего указал на то, что, несмотря на «все известные обстоятельства», нет признаков ни приближающейся войны США и КНР, ни сколачивания российско-китайского политического или военного союза. Тем не менее Милли считает, что Китай с высокой долей вероятности попытается захватить Тайвань к 2027 году, когда китайская армия закончит перевооружение. «Поэтому у нас, в сущности говоря, есть три-четыре года, чтобы убедить Китай, что издержки этого вторжения перевесят выгоды», – сказал генерал. При этом Милли указал, что Западу нужен «геостратегический подход, который не толкает Россию и Китай в объятия друг друга для формирования реального военного союза».
Иными словами, США и их союзникам необходимо не уничтожение РФ как влиятельного игрока или уж тем более как государства, а ее привлечение на свою сторону. Милли подчеркнул, что не верит в неизбежность войны и конфронтации ни с Россией, ни с Китаем. Кроме того, он не верит, что Украина сможет скоро выбить российские войска из Донбасса и Крыма. «Я не думаю, что это будет сделано в ближайшее время в этом году», – сказал он. В общем-то, из такого понимания ситуации и исходит, судя по встрече в Брюсселе, все НАТО.
***
За ситуацией в НАТО следили и авторы российских общественно-политических Telegram-каналов. «НАТОчке давно перевалило на восьмой десяток – девочка уже совсем большая, - игоронизируют авторы канала «Мышь в овощном». - Не беремся судить, сколько лет ей еще написано на роду, и кого она попытается утянуть с собой, когда придет время уходить. Просто констатируем, что за всю историю человечества в мире не существовало военно-политического блока подобной мощи, миссией которого изначально являлось бы исключительно разрушение».