Фото Reuters
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган объявил бойкот послу США Джеффу Флейку после того, как тот провел переговоры с единым кандидатом от оппозиции Кемалем Кылычдароглу, председателем Республиканской народной партии (РНП). Встреча состоялась за считаные недели до всеобщих выборов, от которых зависит будущее политической системы. Тем не менее, как полагают эксперты, беседа оппозиционера и посла вряд ли может свидетельствовать о реальных предпочтениях Белого дома – наиболее удобной фигурой для Вашингтона, как ни странно, остается Эрдоган.
Высказывания Эрдогана прозвучали в ходе одного из официальных мероприятий в Стамбуле, спустя несколько дней после того, как Флейк посетил штаб-квартиру РНП и побеседовал с Кылычдароглу. «Что делает посол Байдена? Он идет и навещает господина Кемаля, – обиженно заметил глава государства. – Как вам не стыдно! Думайте головой. Вы посол. Ваш собеседник здесь – президент. С каким лицом после этого вы будете просить о встрече с президентом?» Эрдоган подчеркнул, что Флейк должен «знать свое место» и что теперь «двери для него закрыты». По словам главы государства, на предстоящих в мае всеобщих выборах Турция должна «преподать Америке урок». Очевидно, он имел в виду собственное переизбрание.
Скандалы вокруг западных послов в Турции происходят регулярно. В 2021 году Эрдоган грозил объявить персонами нон грата предшественника Флейка Дэвида Саттерфилда и глав еще девяти дипмиссий после того, как те коллективно призвали освободить местного политзаключенного Османа Кавалу. Вступление Флейка в должность в начале 2022 года должно было разрядить обстановку. В свое время он представлял Аризону в Сенате в 2013–201бойкот, посол9 годах. У него есть опыт работы в комитете по иностранным делам верхней палаты Конгресса. Несмотря на свою принадлежность к республиканскому лагерю, Флейк часто критиковал Дональда Трампа и в итоге в 2020 году выступил в поддержку демократов. Это сделало его «своим» в команде Байдена.
Почти за неделю до скандального визита в офис РНП посол США посещал и штаб-квартиру возглавляемой Эрдоганом Партии справедливости и развития (ПСР). Но этот факт не успокоил правящую элиту, которую, судя по всему, волнует непредсказуемость приближающихся выборов. Соцопросы рисуют разные сценарии. А критики власти сами дают понять, что качественно скорректируют политику страны в постэрдогановскую эпоху. Так, в мартовском интервью изданию Politico Юнал Чевикез, главный внешнеполитический советник Кылычдароглу, обещал, что Анкара не будет делать собственную дипломатию заложницей внутренних проблем, потому что это создает ненужную дистанцию с союзниками, в том числе по НАТО.
В разговоре с «НГ» турецкий политолог Керим Хас назвал контакты местных политиков с иностранными дипломатами нормальной практикой. «Любой посол хотел бы узнать мнение возможного президента насчет будущего двусторонних отношений, – заметил собеседник «НГ». – Я даже ожидал, что российский посол тоже может захотеть провести беседу с Кылычдароглу и спросить его мнения о российско-турецких отношениях в случае победы оппозиции. Я бы не удивлялся подобным встречам. Да и сам Эрдоган, прежде чем его партия пришла к власти, виделся со всеми иностранными послами в Турции, в том числе американским. Он даже ездил в США и там вел переговоры с сотрудниками администрации Буша-младшего».
Хас выразил сомнение, что одна беседа Флейка и Кылычдароглу может свидетельствовать о предпочтениях администрации президента Джозефа Байдена. «Я бы из одной встречи глубоких выводов не делал, – пояснил аналитик. – В любом случае отношения между Эрдоганом и США достаточно крепкие. Конечно, Эрдоган иногда раздражает Вашингтон и торгуется, но в любом случае он послушный союзник как для Белого дома, так и для НАТО. Все хорошо знают его характер. Эрдоган – автократ и жестко критикует западные страны, но в конце концов, если на него оказать давление, можно получить желаемое. Например, это доказала ситуация с Финляндией и ее заявкой в НАТО. Осталась Швеция». Но, как допускает Хас, и ее заявка может быть ратифицирована.
Как отметил собеседник «НГ», партнерство с Эрдоганом иногда может даваться Америке нелегко, но ей, по всей вероятности, выгоднее вести свои дела с Эрдоганом, нежели с Кылычдароглу. «В случае с первым это возможность договариваться только с одним человеком, – поясняет Хас. – Столько лет разные американские администрации хорошо работали с ним. С Кылычдароглу США тоже могли бы работать, но в оппозиционной коалиции очень много разных политических сил и соответственно много разных центров принятия решений». Как считает собеседник «НГ», многосоставность оппозиционного лагеря делает внешнеполитическую работу с ним более затратной с точки зрения усилий и даже элементной координации.
По словам Хаса, сам председатель РНП не выглядит так, будто рассчитывает на серьезную поддержку с американской стороны. «Все знают, что это является элементом пропаганды, когда Эрдоган начинает говорить, что США поддерживают оппозиционного кандидата, – обращает внимание эксперт. – Однако если посмотреть на Эрдогана, то он всегда ожидает встречи с Байденом или рассчитывает на телефонный звонок. Любой многосторонний саммит всегда создает эффект ожиданий, что Байден предложит ему встретиться. Иногда получается, иногда нет. Так что Эрдоган – более проамериканская фигура, нежели Кылычдароглу. Турецкий лидер всегда говорит одно, но делает другое. Это понимают все, в том числе российские политики».