Встречи китайского лидера и наследный принца Мухаммеда бин Сальмана проходят в теплой и дружеской обстановке. Фото Reuters
Китай приветствует предоставление Саудовской Аравии статуса партнера по диалогу с Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС), заявил МИД КНР. А ранее председатель КНР Си Цзиньпин сказал по телефону наследному принцу Мухаммеду бин Сальману, что Пекин готов взаимодействовать с Эр-Риядом, чтобы создать китайско-арабское общество единой судьбы. Очевидно, с точки зрения китайской государственной стратегии вступление саудовского королевства в ШОС – это шаг к формированию такого общества.
Такой вывод можно сделать, когда читаешь отчет китайского официального агентства «Синьхуа» о телефонном разговоре Си Цзиньпина с бин Сальманом. Попросив саудовского наследного принца передать наилучшие пожелания с Рамаданом королю Сальману бин Абдель Азизу Аль Сауду, Си заявил, что отношения Китая и Саудовской Аравии в настоящее время находятся на небывало высоком уровне.
Эта формулировка о чем-то да говорит. Невольно приходит на память подписанное в феврале прошлого года лидерами России и КНР заявление о том, что российско-китайская дружба не имеет границ. Возникает вопрос: действительно в саудовско-китайских отношениях все прекрасно? Или сказывается пристрастие китайских политиков к звонким фразам?
Си также счел целесообразным напомнить принцу, что при содействии Пекина улучшились отношения между Саудовской Аравией и Ираном. Как говорит эксперт, Китай сыграл роль брокера между традиционными соперниками, и это помогло ему увеличить влияние в регионе за счет США. Решение саудовского королевства присоединиться к ШОС – тому подтверждение.
Беседуя с наследником саудовского престола, лидер КНР указал, что его визит в королевство в конце прошлого года был успешным. Также были успешно проведены первый саммит Китай – арабские государства и саммит Китай – Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). Словом, Пекин постепенно, шаг за шагом, кует юридическую основу для упрочения своего присутствия в арабском мире. Как отмечает агентство Reuters, это происходит несмотря на то, что Соединенные Штаты стараются Китаю противодействовать. Усиление влияния Китая в ущерб США играет на руку и России.
Созданная в 2001 году Россией, Китаем и бывшими советскими республиками Центральной Азии группа ШОС была расширена и включила Индию и Пакистан с целью организовать противовес Западу в регионе. Иран тоже подписал в прошлом году документ о том, что становится полноправным членом ШОС. Си Цзиньпин обсуждал перспективу присоединения Саудовской Аравии к ШОС во время своего визита в королевство. Предоставление статуса диалогового партнера будет первым шагом к получению им статуса полноправного члена организации.
Решение о ШОС последовало за заявлением компании Saudi Aramco о том, что она внесет многомиллиардные инвестиции в строительство нефтеперерабатывающего завода на северо-востоке КНР в провинции Ляонин. Он станет совместным предприятием двух стран. Цена этого проекта, как ожидают, составит 12,2 млрд долл.
Сделка предусматривает, что Aramco будет поставлять этому предприятию и фирме в Китае в другой провинции 690 тыс. барр. нефти в день. Завод в Ляонин должен быть сдан в строй в 2026 году. Сделка высветила соперничество между Саудовской Аравией и Россией по поставкам нефти в Китай. Санкции вынудили Россию перенаправить поставки из Европы на другие рынки. Но при этом она продает сырье с сильным дисконтом. В первые два месяца 2023 года Россия обогнала Саудовскую Аравию как главный поставщик Китая.
В беседе с «НГ» востоковед-политолог Елена Супонина отметила: «Иран оформил свое участие в ШОС год назад. А решение Саудовской Аравии – это не реверанс, а следствие того, что она все больше ориентируется на экономическую мощь Китая, а также стремится улучшить отношения с Россией. Тем более что Китай активизировал свою политику в регионе. А успех Китая в примирении Саудовской Аравии и Ирана еще должен пройти проверку временем. Тут сказалась усталость Саудовской Аравии от региональных конфликтов, ее желание выйти из войны с Йеменом».
Касаясь утверждений западной прессы о том, что Китай и Россия рассматривают ШОС как альтернативу НАТО, Супонина сказала: «Никто такой задачи не ставит. ШОС – это объединение без жестких обязательств. Поэтому все больше стран хотят к нему присоединиться».
***
Между тем, авторы российских общественно-политических каналов образают внимание на опрос россиян об их отношении к КНР. «Очень своевременные числа опубликовал ВЦИОМ. Исследователи спросили народ об отношении к Китаю. 56% россиян считают Китай экономическим и стратегическим партнером. 29% рассматривают Поднебесную в качестве дружественного государства и союзника. 38% полагают текущие двусторонние отношения дружественными. 26% - хорошими, добрососедскими. 25% - нормальными, спокойными. 22% респондентов улучшили свое отношение к Китаю за последний год, у 71% оно осталось неизменным. Положительная динамика в восприятии гражданами российско-китайских отношений обоснована: Пекин превращается в важнейшего потребителя российских энергоносителей, одновременно восполняя экономические ниши на отечественном рынке после ухода западных компаний», - отмечают авторы канала «Мюсли вслух».