Камала Харрис возложила цветы в замке Кейп-Кост, откуда в колониальную эпоху африканских рабов отправляли в Америку. Фото Reuters
В ходе обостряющейся борьбы с Китаем и Россией за влияние в Африке представители администрации США зачастили на этот континент. В среду вице-президент США Камала Харрис завершила трехдневный визит в Гану и направилась в Танзанию и Замбию. Заявленная цель поездки – сделать стратегически важную, перспективную и богатую ресурсами Африку объектом для инвестиций, а не просто для помощи.
Харрис стала пятым высокопоставленным чиновником администрации Джозефа Байдена, посетившим Африку в этом году. В январе министр финансов Джанет Йеллен побывала в Замбии, Сенегале и ЮАР, постпред США при ООН Линда Томас-Гринфилд была командирована в Гану, Мозамбик и Кению. В феврале на континенте отметилась первая леди Джилл Байден, а в середине марта госсекретарь Энтони Блинкен совершил визиты в Эфиопию и Нигер. Сам Байден тоже планирует посетить Африку позднее в этом году. Во всяком случае, такое пожелание из его уст прозвучало на саммите США-Африка, на который в минувшем декабре в Вашингтон прибыли 40 глав государств и правительств региона.
В среду в ходе своего заключительного мероприятия в Гане Харрис встретилась с шестью бизнес-вумен и пообещала им, по данным AP, выделить более 1 млрд долл. государственного и частного финансирования на расширение экономических прав и возможностей женщин. Всего же Вашингтон обязался выделить африканским странам 55 млрд долл. в течение трех лет.
С точки зрения Харрис, отношения между США и Африкой содержат значительный нереализованный потенциал и таят в себе «невероятно благоприятную возможность» для дальнейшего развития. «Нами движет не то, что мы можем сделать для Африки, а то, что мы можем сделать вместе с Африкой и нашими партнерами на континенте. Африканские страны вроде Ганы будут играть критически важную роль в ряде глобальных вопросов, будь то продовольственная безопасность, климатический кризис или устойчивые цепочки поставок», – заявила она.
В Аккре Харрис не отрицала, что обсуждала с руководством страны отношения Китая с Африкой. В США вызывает тревогу возросшая роль Пекина в технологической, экономической и финансовой сферах. Речь идет, в частности, об участии Китая в реструктуризации долгов африканских стран. Ведь инициатива «Один пояс, один путь», заявленная председателем КНР Си Цзиньпином в 2013 году, превратила Китай в одного из мировых лидеров по кредитованию развивающихся, в том числе африканских стран. И, как отмечается в свежем докладе американской исследовательской лаборатории AidData, если сначала африканские партнеры Китая брали у него кредиты на реализацию проектов, то теперь они массово занимают у него средства, чтобы погасить изначальные долги.
Впрочем, на совместной с Харрис пресс-конференции президент Ганы Нана Акуфо-Аддо отверг претензии американской стороны, касающиеся присутствия Китая в Африке. «В Америке, возможно, есть одержимость по поводу деятельности Китая на континенте. Однако такая одержимость у нас отсутствует», – подчеркнул он.
«В стратегическом плане США видят большую опасность в укреплении в Африке позиций Китая. Пекин, заняв первое место по объемам товарооборота и капиталовложений, уже более десятилетия выступает как динамичный и неуклонно расширяющий свое влияние хозяйственный и политический партнер Африки номер один, – сказал «НГ» член-корреспондент РАН, заместитель директора Института Африки РАН Леонид Фитуни. – Этот процесс поставлен в Китае на плановые рельсы. Вот уже 33 года министры иностранных дел КНР начинают в январе годовой цикл своих международных визитов с турне по Африке, посещая четыре-шесть стран. В 2023 году вояж нового главы МИД КНР Цинь Гана включал встречи в Эфиопии, Габоне, Анголе, Бенине, Египте, а также в штаб-квартирах Африканского союза и Лиги арабских государств».
Эксперт напомнил, что с начала года российский министр иностранных дел Сергей Лавров дважды совершил турне по странам Африки. В центре его переговоров с партнерами были вопросы двустороннего сотрудничества и предстоящий в июле в Санкт-Петербурге второй саммит Россия-Африка. По итогам визитов Москва обобщает предложения, поступающие от африканских стран в контексте формирования детализированной повестки дня саммита.
Неудивительно, что посланники Вашингтона активно пытаются отговорить африканцев от сотрудничества не только с Пекином, но и с Москвой. В Белом доме, очевидно, обескуражены нежеланием Африки публично осуждать Россию за спецоперацию в Украине и присоединяться к западным санкциям.