Ким Чен Ын осмотрел ядерные боеголовки. Фото Reuters
Северная Корея провела имитацию ядерного взрыва и испытала подводный беспилотник, способный нести ядерное оружие. Глава КНДР Ким Чен Ын осмотрел одну из новых тактических ракет и призвал ученых продолжать исследования и наращивать производство вооружений. Это сделано на фоне совместных учений Южной Кореи и США, в которых участвует американский авианосец. В последнее время любая реклама северокорейских вооружений вызывает вопросы, связанные с отношениями этой страны и России.
КНДР официально подтвердила, что 27 марта запустила ракеты в сторону Японии. Центральное телеграфное агентство Кореи (ЦТАК) – главное СМИ КНДР – также сообщило об испытании подводного беспилотника, который способен нести ядерное оружие.
ЦТАК сообщило, что Ким Чен Ын в понедельник во время встречи с официальными лицами и учеными подчеркнул необходимость наращивания производства топлива для ракет для расширения ядерного арсенала «в геометрической прогрессии». Он также поставил некие «важные задачи» для ядерной промышленности.
Северокорейские СМИ выложили фотографии лидера страны, осматривающего новую тактическую ракету, которая имеет меньшие габариты, чем ее предшественники. Также Пхеньян продолжает наращивать количество испытаний с запуском ракет, которых за март набралось уже семь. Последние два запуска были произведены непосредственно перед знаковым событием: учениями южных корейцев с участием авианосца USS Nimitz и двух южнокорейских эсминцев. Всего учения американцев и южнокорейцев продлятся до 3 апреля – ровно две недели. Они включают в себя в том числе и тренировку десантной операции.
Запуски ракет Пхеньяном американские, южнокорейские и японские военные назвали серьезной провокацией. Ракеты пролетели 370 км и упали в Японское море. В Северной Корее заявили, что запуск был имитацией ядерного взрыва. Всего за этот год КНДР произвела более 20 запусков, отмечает AP. В агентстве считают, что в Пхеньяне могут работать над испытанием седьмого ядерного взрыва – последний был произведен в 2017 году.
При этом японское агентство Kyodo обратило внимание на другое испытание, произведенное с субботы по понедельник: Академия наук национальной обороны Северной Кореи заявила, что был запущен подводный беспилотник, который плыл более 41 часа и точно запустил ракету. А с 21 по 23 марта был опробован другой подводный беспилотник, который провел под водой 59 часов.
«Испытания Северной Кореи нельзя воспринимать отдельно от общего контекста: учения по другую сторону Корейского полуострова имеют отнюдь не оборонительный характер. Например, южнокорейский спецназ вполне может отрабатывать уничтожение руководства противника или форсирование водных преград. Каждая сторона утверждает, что она имеет право развивать сферу обороны из-за провокаций другой», – сказал «НГ» ведущий научный сотрудник Института Китая и современной Азии РАН Константин Асмолов.
Любое испытание КНДР нового оружия теперь, после того как ряд западных СМИ со ссылкой на источники сообщают о якобы налаженных поставках северокорейских вооружений России, вызывает много вопросов. Прежде всего – уж не рекламирует ли Северная Корея свой ВПК для расширения сотрудничества с РФ?
В разговоре с «НГ» Асмолов отметил, что сообщения о масштабных военных поставках Пхеньяна Москве в западных СМИ вряд ли верны. Ведь доказательств, которые наверняка появились бы, приведено не было. «Морские поставки под контролем, дорожного сообщения нет, а сообщение по железной дороге нерегулярно. При таком раскладе КНДР могла бы поставить вооружение России разве что с помощью телепорта», – считает эксперт.
Он добавил, что санкции со стороны Запада могут привести к эскалации потухшего конфликта на Корейском полуострове. «Сейчас идет трансформация миропорядка: старый рушится, а новый еще не пришел. При этом введение санкций как фактор воздействия на КНДР и Россию может просто игнорироваться в будущем. Так, история с применением двойных стандартов Вашингтона в отношении Международного уголовного суда приучает вообще игнорировать мнение организаций, какие-то стандарты вырабатывающих. А постоянные заявления Запада о большой угрозе со стороны Пхеньяна и Москвы, об их союзе, в какой-то момент могут превратиться в самоисполняющееся пророчество», – говорит Асмолов.