На фото генерал Мухаммед Хамданр Дагло. Фото Reuters
Политики Судана договорились сформировать переходное правительство к 11 апреля. Одновременно военные этой африканской страны пришли к соглашению с ранее находившимися у власти политическими партиями о создании комитета по разработке новой Конституции. В него войдут девять членов различных политических сил и по одному представителю от суданской армии под командованием генерала Абдель Фаттаха аль-Бурхана и Сил оперативной поддержки во главе с генералом Мухаммедом Хамданром Дагло. Об этом заявил представитель сторон, подписавших соглашение о формировании кабинета министров, Халед Омар Юсеф.
В Судане нет действующего кабинета министров после того, как в октябре 2021 года военные отправили в отставку переходное правительство премьер-министра Абдаллы Хамдока и объявили в стране чрезвычайное положение. 8 января 2023 года в Судане начался политический диалог, основанный на рамочном соглашении между военными и политическими силами, для урегулирования многомесячного кризиса. Соглашение предусматривает двухлетний переходный период и назначение гражданского премьер-министра, а также реформирование и объединение вооруженных сил. Формирование нового правительства может стать результатом переговоров, спонсируемых странами Запада, Персидского залива и ООН, и оживить потоки экономической помощи, в которой остро нуждается Судан.
По словам главкома армии генерала аль-Бурхана, военные стремятся установить в стране гражданское правление, опирающееся на поддержку вооруженных сил и народа, и не допускать авторитарного правления в будущем. «Мы создаем армию, – сказал генерал в телевизионном интервью, – которая в будущем не будет участвовать в политике. Армия не должна играть политическую роль. Мы находимся на пороге нового этапа развития страны, который удовлетворит всех».
Достигнутые договоренности между тем устраивают далеко не все политические силы. Против них выступил, в частности, Демократический альянс за социальную справедливость, в который входят экс-министр финансов Джибрил Ибрагим и губернатор Дарфура Минни Миннауи, а также ряд других партий и политиков рангом скромнее. Во всяком случае, председатель Демократического альянса Али Аскури заявил, что, поскольку никто не советовался с ним ни по содержанию договоренностей, ни по дате формирования правительства, он и его единомышленники категорически не признают ни сами договоренности, ни рамочное соглашение. И вообще, говорит Аскури, все эти соглашения, которые не были согласованы с его альянсом, могут завести Судан во мрак.
Впрочем, политический процесс в Судане проходит сегодня не только на фоне вполне привычных для местных политиков мелочных обид. Разногласия среди гражданских политиков по большому счету никогда и не прекращались, уходя корнями во времена «царствования» свергнутого в 2019 году диктатора Омара Башира. А вот раскол среди военных, точнее между двумя военными лидерами – генералами Абдель Фаттахом аль-Бурханом, главнокомандующим суданской армией, и Мухаммедом Хамданом Дагло (известным также как Хамди), возглавляющим так называемые Силы оперативной поддержки, которые обычно обозначают английской аббревиатурой RSF, произошел в последние несколько месяцев.
В октябре 2021 года оба генерала вместе сумели легко устранить переходные власти, введенные после падения режима Башира и быстро приведшие страну к состоянию, близкому к хаосу. Вместе они отбивались от обрушившихся на них обвинений, главным образом со стороны Запада, в военном перевороте. Однако спустя 16 месяцев после того, как генералы прервали переход страны к гражданскому правлению, эти лидеры оказались по разным линиям фронта, втянув своих сторонников в опасную борьбу за власть. К сегодняшнему дню их некогда единый союз распался, и теперь они, по словам политолога Амина Исмаила, «балансируют на грани войны». Такой поворот событий спровоцировал сокращение международной помощи и привел чуть ли не к еженедельным протестам, усугубив политические и экономические проблемы одной из беднейших стран мира.
Кадровый военный аль-Бурхан из северных районов страны полагает, что их переворот в октябре 2021 года был «правильным и необходимым для вовлечения в большую политику большего числа политических фракций». Выходец из дарфурского скотоводческого племени Дагло, наоборот, считает переворот ошибкой, которая привела к возвращению к власти сторонников режима Башира. Аналитик Магди аль-Гизули говорит, что разногласия между двумя генералами отражают давние противоречия между армией и RSF, созданной на базе ополчения «Джанджавид», развернутого Баширом против неарабских повстанцев в Дарфуре. Правозащитники часто обвиняли боевиков этой военизированной группировки в военных преступлениях.
По мнению Гизули, аль-Бурхан хочет интегрировать RSF в состав регулярной армии, подчинив таким образом Дагло себе, в то время как тот настаивает на том, чтобы сначала осуществить реструктуризацию военной организации страны. Чтобы добиться поддержки со стороны лидеров соседних государств, генералы чуть ли не вдогонку летают друг за другом по различным странам. Так, в феврале Дагло побывал в Эритрее и Экваториальной Гвинее, которые имеют тесные связи с Москвой. Буквально через пару недель вслед за Дагло туда слетал аль-Бурхан. Зато главком армии сначала побывал в Чаде, и только потом эту страну посетил с визитом Дагло. Вместе с тем, считает эксперт, военная конфронтация между двумя бывшими союзниками представляется пока маловероятной. Куда опаснее выглядит возможность народного восстания против как гражданских политиков, так и военных.