Участники встречи в Лондоне постарались повысить значение Международного уголовного суда. Фото со страницы МУСа в Flickr
В Лондоне в понедельник собрались министры юстиции из разных стран – подписантов Римского статута с целью помочь Международному уголовному суду (МУС) в осуществлении его деятельности. Связано это с выдачей организацией ордера на арест президента РФ Владимира Путина и уполномоченной при президенте РФ по правам ребенка Марии Львовой-Беловой. Киев назвал решение «поворотным моментом» и «историческим решением». В случае если Путин и Львова-Белова окажутся в странах-подписантах, арест им действительно угрожает. Однако в целом, несмотря на членство 123 стран, реальная сила органа вызывает вопросы, поскольку Римский статут не подписали ряд ведущих стран, включая Соединенные Штаты, сами угрожавшие санкциями и даже применившие их к судье МУС.
Встреча в Лондоне проходила под руководством заместителя премьер-министра и министра юстиции Великобритании Доминика Рааба и министра безопасности и юстиции Нидерландов Дилан Ешильгёз-Зегериус в особняке Ланкастер-хаус.
«Абсолютно жизненно важно, чтобы мы объединились вокруг МУС и поддержали прокуратуру во всем, в чем она нуждается», – заявил Рааб.
Участвовали не все министры юстиции, подписавшие Римский статут, но из более чем 40 государств. О мероприятии сообщили в Министерстве юстиции Британии. Лондон на осуществление деятельности выделит порядка 1,7 млн евро. Это касается как непосредственно финансирования МУС, так и помощи жертвам военных преступлений и взятия у них показаний. Председателем МУС является поляк Петр Хофманьский, а прокурором, выписавшим ордер на арест Путина, – британец Карим Ахмад Хан. Против последнего и ряда судей, составивших ордер, в Следственном комитете России были заведены уголовные дела.
В Гааге российскому президенту и Львовой-Беловой инкриминируют «незаконную депортацию украинских детей» в Россию. Прокурор Карим Хан потребовал их возвращения в Украину. Выступали на встрече в Ланкастер-хаусе и украинские представители, в том числе генеральный прокурор Андрей Костин, который заявил, что РФ «имеет план по уничтожению Украины и украинской идентичности».
Впрочем, исполнение ордера пока менее чем вероятно. Стоит отметить, что в принципе МУС по большей части разбирался с военными преступлениями, совершенными африканцами на территории Черного континента. Обвинительных приговоров не так много, но они есть.
Были попытки начать следствие и против американских военнослужащих, однако США, не подписавшие Римский статут, своим давлением свели такие попытки на нет. Начал этот процесс еще Джордж Буш-младший, подписавший в 2003 году Закон о защите военнослужащих, в котором прямо говорилось, что международные организации не могут преследовать американских солдат. Накал страстей усилился тогда, когда прокурор МУС гамбийского происхождения Фату Бенсуда в 2017 году предложила начать расследование против действий американских солдат в Афганистане, в частности актов изнасилования. К 2020 году против нее США ввели персональные санкции, дело в МУС так и не развили, а к 2021 году Бенсуда ушла из МУС. Впоследствии администрация Джозефа Байдена сняла с нее санкции, однако позиция Вашингтона в отношении возможного расследования деяний американских солдат международными организациями не изменилась.
«То, что сейчас пытается сделать МУС, выдавая ордер на арест лиц страны, не принадлежащей к организации, – это беспредел и нарушает порядок, сложившийся после 1945 года. Однако мы понимаем, что может произойти всякое, в том числе арест и в стране, не являющейся участником МУС. К слову, и Виктора Бута Соединенным Штатам выдали. Остается вопросом, как действовать в случае, если арест действительно произойдет», – сказал доктор юридических наук Александр Домрин.
Впрочем, в разговоре с «НГ» эксперт отметил, что роль и влияние МУС не следует преувеличивать. «Римский статут не подписывали ни Китай, ни Индия, ни США. Однако то, что ордер был выписан непосредственно перед визитом главы КНР Си Цзиньпина в Россию, весьма символично и не случайно», – считает он.
В понедельник пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил журналистам, что решение МУС об ордере на арест Путина никак не повлияло на его работу и работу администрации главы государства. «Относимся к этому спокойно, все тщательно фиксируем и продолжаем работать. Продолжает, главное, работать президент», – сказал он, отвечая на вопрос о личном отношении Путина к решению МУС.