Кисида и Моди подтвердили курс на политическое сближение Японии и Индии. Фото Reuters
Премьер-министр Японии Фумио Кисида встретился с индийским коллегой Нарендрой Моди в Дели. Учитывая желание Индии представлять интересы развивающихся стран на мировой арене, гость пустил в ход козырь в своем рукаве, пригласив Моди участвовать в сессии G7, эксклюзивного клуба богатых государств, где в 2023 году председательствует Япония. Приглашение было принято. В ходе переговоров, которые продлятся до 22 марта, Кисида также предложит Дели план противодействия Китаю и России в Индо-Тихоокеанском регионе. При этом Токио ссылается на то, что обе державы, в отличие от КНР и РФ, привержены демократическим ценностям.
Японские чиновники не скрывают, что план Токио, который пока не обнародован, предусматривает увеличить размеры займов и других вливаний в экономику Индии и соседних стран с невысокими доходами на душу населения.
В то же время в отношениях Японии с Индией все большую роль играет военное сотрудничество. Об этом тоже пойдет речь в ходе японско-индийского саммита. Как передает Reuters, активизация японской дипломатии на индийском направлении вызвана тем, что вес Дели в регионе в последние годы при правительстве Моди значительно вырос.
В беседе с «НГ» Валерий Кистанов, руководитель Центра японских исследований Института Китая и современной Азии РАН, отметил: «Не думаю, что Кисида в своем плане «Открытый Индо-Тихоокеанский регион» скажет что-то принципиально новое. Изначально эта стратегия создавалась с главной целью – сдерживания Китая. В Токио считают, что Китай – это главная угроза для безопасности Японии в данном регионе. Это касается Южно-Китайского и Восточно-Китайского морей, где у Китая и Японии есть территориальные противоречия. Такой подход зафиксирован в новой стратегии национальной безопасности Японии, принятой в декабре 2022 года. Еще до поездки Кисиды в Дели было известно, что он будет приглашать Моди на саммит «семерки», который состоится в его родном городе Хиросима в мае. Другая задача, которую хотел бы реализовать в Дели Кисида – подтолкнуть Индию к осуждению России. Ведь Индия отказывается это делать, занимая нейтральную позицию по Украине, проводя политику балансирования. Токио также не устраивает то, что Индия, которая входит в объединение Quad наряду с Японией, США, Австралией, не поддается требованиям партнеров из этой структуры занять антироссийскую позицию. Тут на руку Токио то, что положение на границе Индии с Китаем, которую заменяет линия фактического контроля, остается неустойчивым».
Что касается японо-индийского военного сотрудничества, то оно налажено давно. Японские ВМС вместе с ВМС США и с Индией регулярно проводят учения в Индийском океане, напомнил эксперт. Токио поставляет Дели военные самолеты-амфибии. Не так давно индийские ВВС вместе с японцами провели учения на территории Японии. Индийцы прилетели на своих самолетах, в том числе на «сушках» совместного индийско- российского производства. Естественно, японские специалисты обследовали эти машины с позволения гостей.
О том, сколь сильно напряжение в Гималаях, где противостоят друг другу индийские и китайские солдаты, рассказал министр иностранных дел Индии Субраманьям Джайшанкар. По его словам, обстановка в районе Ладакх в западной части Гималаев хрупкая и опасная. Подразделения двух стран в некоторых местах дислоцированы очень близко друг от друга. В середине 2020 года в результате столкновений погибли 24 солдата. После этого прошли переговоры между дипломатами и военачальниками. Это способствовало стабилизации. А потом вспыхнули стычки не в западном, а восточном секторе границы. Тогда, к счастью, обошлось без жертв.
Джайшанкар напомнил, что в сентябре 2020 года он в принципе достиг согласия с китайским партнером. Но пока пограничный спор не будет улажен в соответствии с этой договоренностью, отношения между Индией и Китаем будет невозможно нормализовать. «Мы дали ясно понять китайцам, что нельзя допустить, чтобы они нарушали соглашение и делали вид, будто остальная часть отношений между двумя странами продолжает идти так, как будто ничего не случилось», – подчеркнул министр.
На вояж Кисиды в Дели откликнулась и газета Global Times, голос Пекина для заграницы. Она указала, что ранее Кисида встречался с лидерами Южной Кореи и Германии. И так же как переговоры с Моди, те встречи были направлены на объединение против Китая. Токио говорит, что Япония должна стать державой с мировым политическим влиянием. Но если Япония замышляет интегрировать свою военную мощь в японо-американский альянс, то возникнет ужасный политический монстр, а не новая великая держава, предупреждает Пекин.