Фото REUTERS
После трудных 12-часовых переговоров между сербским президентом Александаром Вучичем, премьер-министром Косово Альбином Курти и представителями ЕС было одобрено, но не подписано имплементационное соглашение, смысл которого заключается в том, что косовские сербы получат автономию, а Приштина и Белград – западные инвестиции. По главному, с точки зрения Евросоюза, пункту, который позволил бы Косово вступить в ООН, прогресса нет.
Переговоры в северомакедонском городе Охрид были посвящены договоренности «о нормализации отношений Сербии и Косово». Под эвфемизмом «нормализация отношений» авторы проекта соответствующего соглашения, власти Германии и Франции, имели в виду в первую очередь то, что предусмотрено четвертым пунктом данного документа. Это обязательство Сербии не препятствовать вступлению Косово в «международные структуры», в том числе в ООН. Установления дипломатических отношений между двумя бывшими противниками по вооруженному конфликту не требовалось. По соглашению достаточно лишь создания постоянных представительств и взаимного признания национальных символов.
Наконец, в документе есть пункт, который, как неоднократно заявляли сербские власти, является для них ключевым: о сербском самоуправлении в Косово. Имеется в виду учреждение Сообщества сербских муниципалитетов (ССМ). О том, что эта фактическая широкая автономия для косовских сербов должна быть создана, Приштина и Белград договорились давным-давно. Однако ССМ все еще нет. Отношения косовских властей и сербских муниципалитетов в правовом отношении никак не урегулированы, что периодически приводит к обострению обстановки, как было, например, в декабре. Тогда, напомним, спор из-за замены автомобильных номеров с сербских на косовские привел к демонстративному уходу сербских госслужащих из органов власти Косово и решению Приштины провести перевыборы в сербских муниципалитетах.
По окончании переговоров в Охриде Вучич, Курти и Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель дали сильно отличающиеся друг от друга комментарии. В роли наибольшего оптимиста выступил косовский лидер. Он сообщил о том, что результатом переговоров стало «фактическое признание Косово и Сербии». Более сдержан в своих оценках был Боррель. Он указал на то, что «Косово согласилось немедленно начать – и когда я говорю немедленно, я имею в виду немедленно – переговоры с Европейским союзом», направленные на договоренности по «обеспечению надлежащего уровня самоуправления» для косовских сербов.
А Вучич лишь указал, что «дня икс не произошло»: проведен «достойный разговор», итогом которого стало одобрение имплемантационного соглашения к договоренности о нормализации отношений, в коем прописано, что ССМ надо создать. При этом подписи ни под одним, ни под другим документом не поставлены. Есть лишь устное обязательство косовских властей создать ССМ – и все. «Будут ли они это делать, неизвестно», – сказал Вучич.
В воскресенье на пресс-конференции и в обращении к нации сербский лидер окончательно расставил приоритеты. «Вчера у нас был раунд диалога, который европейские и мировые державы сделали очень важным в СМИ. Переговоры никогда не бывают легкими, потому что мы имеем дело с противоборствующими сторонами, у которых разные интересы», – заявил Вучич, тем самым указав, что диалог абсолютно не закончен и о его окончании говорить рано. Там же он повторил, что Сербия «как международно признанная страна» не будет «вступать в международно-правовые отношения» с непризнанным государством Косово. Следовательно, признавать Косово и пускать республику в ООН Вучич по-прежнему не намерен. Поэтому и не поставил свою подпись под соглашением. Любопытно, что Вучич сообщил, что скоро собирается посетить Косово. Как будет обставлен этот визит, неясно, но точно не как межгосударственный.
Практическим результатом переговоров в Охриде стало обязательство ЕС организовать в течении 150 дней донорскую конференцию, цель которой – создать пакет инвестиций как для Косово, так и для Сербии. Иными словами, участников переговоров решено стимулировать финансово. А другой, главный стимул (начало, в случае нормализации отношений Косово и Сербии, переговоров об их вступлении в Евросоюз) остается в силе, но достаточным уже не является. Во всяком случае в своем обращении Вучич крайне скептически оценил перспективы евроинтеграции страны до окончания его президентского срока – то есть до 2027 года. «Я не верю, что Сербия сможет вступить в ЕС за три или четыре года, до конца моего президентского мандата. Кто хочет, может сказать потом, что Сербия не заинтересована в пути в ЕС. Я заинтересован», – сказал сербский лидер.