Петр Павел и Анджей Дуда ради противостояния России забудут о разногласиях двух стран. Фото со страницы Петра Павла в Twitter
Вступивший ровно неделю назад в должность глава Чешской Республики Петр Павел в четверг прибывает в Варшаву, где проведет переговоры с президентом Польши Анджеем Дудой. Чешско-польские отношения радужными не назовешь, но схожая реакция на ситуацию в Украине и проведение СВО сблизили руководство соседних стран. Болезненным полем некогда общей заинтересованности стала объединяющая Польшу, Чехию, Словакию и Венгрию Вышеградская группа (V4), которая, по сути, дышит на ладан.
Ставший четвертым президентом образованной 1 января 1993 года Чешской Республики 62-летний отставной генерал, в недавнем прошлом начальник Генштаба чешской армии и председатель Военного комитета НАТО, Павел во время своей инаугурации в Пражском граде предупредил, что будет активным президентом во внешней политике и даже, может быть, «выразительным игроком». Он анонсировал рабочий план на первые 100 дней, где, как оказалось, большое место уделено зарубежным поездкам, во время которых он намерен поддерживать оказание помощи Украине.
География его визитов довольно разнообразна, однако приоритетом стало посещение соседних и близких стран. Первой по традиции стала Словакия, потом будут Польша, Германия, штаб-квартиры ЕС и НАТО в Брюсселе, Венгрия, Австрия. Особым пунктом стоит Киев, о посещении которого Павел заявил еще в январе после избрания президентом. Продемонстрировать поддержку Украине он намерен в апреле. Киев Павел посетит вместе с президентом Словакии Зузанной Чапутовой. Визит уже согласован с Владимиром Зеленским. Пока Павел не стал уточнять конкретных предложений для Украины, но заметил, что уже провел консультации на этот счет с чешскими военными.
Предстоящему двухдневному визиту в Польшу Павел придает большое значение. В феврале на конференции по безопасности в Мюнхене он уже встречался с Дудой, который одним из первых поздравил его с избранием. Тогда же оба президента договорились о более продолжительных контактах.
Контакты же двух стран в последние годы интенсивными и всегда результативными не назовешь. До сих пор отзывается острый кризис вокруг угольного разреза Турув на границе между этими странами. Расширение польского месторождения серьезно нарушило экологию соседней страны. Два года назад впервые в истории ЕС чешское правительство подало в Европейский суд иск против своего партнера по Вышеградской группе. Суд ЕС наложил на Польшу высокий штраф и обязал немедленно приостановить добычу на шахте до решения вопроса. Мучительные переговоры попеременно в Варшаве и Праге шли в течение года, пока не привели к соглашению: Польша из бюджета выплатила Чехии 45 млн евро, а фонд горнодобывающих предприятий PGE добавил еще 10 млн евро. СМИ по обе стороны границы тогда иронизировали, что чехи согнули поляков в бараний рог. В ходе конфликта был отправлен в отставку польский посол в Праге Мирослав Ясиньский, высказывания которого прессе на тему спора о Туруве в Варшаве посчитали безответственными.
Варшаве не нравились и поступающие из Праги критические оценки проводимых в Польше судебных реформ, отсутствие поддержки в ее спорах с Еврокомиссией. Ко всему прочему Чехию стало не удовлетворять сотрудничество в рамках V4, поскольку там стали считать, что амбиции Польши препятствуют более глубокому сотрудничеству с другими странами региона, в частности – с Германией.
Эксперты Ягеллонского клуба отмечают, что события в Украине и проведение СВО изменили в Польше восприятие Чехии во многих областях. Варшава увидела, что в Чехии произошла значительная политическая дерусификация. Прага сейчас оценивает действия России так же, как и Польша. Варшаву и Прагу связывает и вопрос о беженцах из Украины, которые в большом количестве прибыли в обе страны после 24 февраля прошлого года. Наконец, была совместная поездка премьер-министра Польши Матеуша Моравецкого с премьер-министром Чехии Петром Фиалой в Киев.
По всей видимости, и в повестке переговоров президентов Дуды и Павела будет доминировать украинская тематика. Однако трудно представить, чтобы была обойдена ситуация с V4, жизнеспособность которой все труднее поддерживать искусственной риторикой и даже периодическими президентскими и правительственными саммитами.
Созданная в венгерском городе Вышеград 15 февраля 1991 года руководителями Венгрии, Польши и Чехословакии (Йожеф Антала, Лех Валенса и Вацлав Гавел) группа в совместной декларации выразила стремление к интеграции в европейские структуры. Достигнув своей цели, то есть став членами НАТО в 1999 году и ЕС в 2004-м, страны – члены Вышеградской группы решили и дальше действовать сообща, до сих пор не меняя свой коренной состав (только в 1993 году при распаде Чехословакии «тройка» стала «четверкой»). Попытки расширить V4 предпринимались неоднократно. Именно чешские власти готовы были предложить Украине войти в ее состав. Но сейчас группа постсоциалистических стран переживает кризис дезинтеграции в собственных рядах. Несколько внутренних демаршей и конфликтов привели к принципиальному разладу. Сначала группа затрещала по венгерскому шву – отказ Будапешта от эмбарго на энергоносители из России сорвал встречу министров обороны V4 (см. «НГ» от 20.04.22), а впоследствии возник диссонанс и по отношению к событиям в Украине.
Будучи в понедельник в Братиславе, Павел отметил, что никогда не скрывал своего скептицизма по поводу эффективности действий Вышеградской группы. На совместной пресс-конференции с Чапутовой чешский президент заявил, что формат V4 рассматривает скорее как консультативный форум, который не имеет амбиций детальной координации внешней политики или политики безопасности. Однако все же он заметил, что видит возможность расширения Вышеградского сотрудничества со странами Балтии и может представить себе пространство для консультаций и сотрудничества во многих областях, таких как экономика, торговля и культура.