Хамза Юсаф, Кейт Форбс и Эш Реган – три претендента на пост руководителя Шотландии. Фото Reuters
В понедельник началось двухнедельное голосование по выборам председателя Шотландской национальной партии (ШНП) – он же первый министр (глава исполнительной власти) Шотландии. На кону – решение вопроса о том, продолжится ли курс на отделение от Великобритании, которого придерживалась прежний руководитель партии.
Пост председателя ШНП стал вакантным 15 февраля, когда занимавшая его в течении почти девяти лет Никола Стерджен ушла в отставку. Одной из решающих причин ухода стал недостаток поддержки в партии по вопросу о том, что является делом ее жизни – отделению от Великобритании. Однопартийцы не одобрили намерение Стерджен построить стратегию ШНП в ходе всеобщих выборов 2024 года на лозунге независимости. Новый лидер может как отказаться от курса на отделение, так и продолжить его.
Заместить Стерджен собираются выходец из Пакистана, министр здравоохранения Хамза Юсаф, министр финансов Кейт Форбс и бывший министр общественной безопасности Эш Реган. Главные претенденты – первые двое. На стороне Юсафа – ведущие партийные функционеры, на стороне Форбс, согласно данным опросов – чуть больше симпатий со стороны избирателей. Результаты выборов главы ведущей партии страны планируется подсчитать к 27 марта, когда двухнедельное волеизъявление подойдет к концу. Голосовать будут примерно 78 тыс. членов ШНП. Это меньше, чем было раньше. Еще недавно число членов партии доходило до 125 тыс. человек. Снижение популярности ШНП – один из упреков, который адресуется Стерджен.
В случае если ни один из кандидатов не наберет более 50% голосов, будет объявлен второй тур. Кого бы ни избрали, велика вероятность, что к власти в Шотландии придет молодежь. Основная борьба разворачивается между 37-летним Юсафом и 32-летней Форбс. Явного фаворита нет. По опросу Panelbase, 23% респондентов поддерживают Форбс, 15% – Юсафа, Реган – лишь 7%, однако 49% не определились в своих симпатиях. Особый интерес у публики, конечно, вызывает Форбс, которая, несмотря на свою фамилию, не является ни аристократкой, ни представительницей бизнес-династии: ее родители – христианские миссионеры. ШНП явно нужны новые идеи, новые люди, словом, то, что в Шотландии называют «глотком свежего воздуха». Им, как считают многие местные эксперты, скорее может стать Форбс, чем ее конкуренты. Сейчас она ведет наиболее активную и настырную компанию. Форбс позволяет себе нападки личного характера на главного оппонента, Юсафа, которые она, оправдываясь, называет «искренними». Но в руководстве партии ее действиями недовольны, опасаясь, что они плохо отразятся на рейтингах ШНП в целом.
При этом букмекеры ставят на победу Юсафа. По всей видимости, они исходят из того, что важная часть политического истеблишмента Шотландии – на стороне этого кандидата. Юсафа поддержал заместитель первого министра Джон Суини, а также спикер ШНП в Палате представителей Стефен Флинн. Это, кстати, вызвало негодование Форбс, которая обвинила свою партию в недопустимой «иерархичности», а по сути, в том, что партийный истеблишмент хочет указать избирателям, кого им следует выбрать. Необходимо отметить, что Стерджен воздерживается от поддержки кого-либо из кандидатов. Однако в прессе ее все равно подозревают в негласной поддержке Юсафа. Сам он слухи о том, что за ним стоит Стерджен, с негодованием отрицает. Юсаф намеревается вести партию своим путем и подчеркивает, что является в достаточной мере независимым и самостоятельным политиком. Тем не менее он, как и Стерджен – сторонник продолжения курса на независимость от Лондона.
Вместе с тем вероятность того, что Шотландия эту независимость в ближайшее время получит, невелика. Правительство премьер-министра Великобритании Риши Сунака уже заявило, что не даст санкцию на проведение соответствующего референдума. В этом оно не отличается от правительства Бориса Джонсона. А объявить референдум самостоятельно шотландский парламент, какая бы партия в нем ни составила большинство, не имеет права: это запретил Верховный суд Великобритании. Наконец, важны и настроения избирателей. Идея отделения в Шотландии по-прежнему довольно-таки популярна. По декабрьскому опросу Ipsos за независимость – 56% шотландцев. Но сторонников референдума больше противников лишь на 10%. А самое главное, по тому же опросу в списке проблем, которые их сильнее волнуют, шотландцы поставили достижение независимости лишь на четвертое место.